

Сегодня в работе учителя-логопеда детского сада особое место занимает проектирование. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего и коррекционного процесса.
Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам.
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включены в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математическое развитие и ознакомление с окружающим. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой. Педагог должен: ненавязчиво направить работу детей, помочь выбрать наиболее актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени; подсказать, какие материалы можно использовать; планировать обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект; определить, кого из взрослых можно привлечь к работе; координировать весь процесс творческой деятельности; помогать детям в поиске источников информации; сам быть источником информации; поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.
Работая в этом направлении, мною совместно с детьми средней группы и при участии родителей создается творческий проект «От звука к звуку». Овладение звуками родного языка – необходимое условие освоения звуковой культуры речи каждого дошкольника. Реализация проекта осуществлялась на основе игровой коррекционно-логопедической деятельности. Общая цель этих игр – коррекция и развитие звукопроизношения дошкольников.
Несмотря на то, что проектная деятельность только начата, данный проект помог детям обрести навыки исследовательской работы, вовлек их в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над коррекцией «трудных» звуков в речи наших детей.
И. Новожилова, учитель-логопед МАДОУ № 20.