Начался учебный год. Это не только ответственное время для родителей школьников. Мамам и папам будущих первоклашек за оставшийся год надо многое успеть. Например, позаботиться о развитии речи. Почему это важно и что делать, расскажет учитель-логопед детского сада № 5 Алена Хвостикова:
– Грамотная речь – залог эффективного обучения ребенка в школе. Если устная речь развита хорошо, легче овладеть чтением и письмом. Если речь первоклашки малоразвита, появляются трудности в обучении письму и чтению (дислексия – нарушение процесса чтения и дисграфия – нарушение процесса письма), следовательно, и в освоении большинства словесного учебного материала.
У деток часто прослеживается некое отставание в формировании речи, на котором в дошкольном возрасте взрослые обычно не сосредотачиваются, но это может стать причиной возникновения характерных погрешностей, например, на уроках русского языка. Вот почему важно обнаружить даже самые малозначительные нарушения в формировании речи малыша и устранить их до начала его обучения грамоте.
На чем следует сосредоточить внимание родителям дошкольника
1. Звукопроизношение: ребенок к 6-7 годам должен четко произносить все, без исключения, звуки.
2. Фонематические процессы: ребенок должен обладать способностью выбирать слова с конкретным звуком и использовать навыки элементарного звукового анализа и синтеза (определять первый и последний звук в слове, уметь составлять из звуков слова, сосчитать количество звуков в слове), уметь повторять и различать сочетания типа: па-ба-па, ца-та-ца, фы-вы-фы и др.
3. Грамматический строй. Нацельте внимание на словообразование (плащ – плащик), словоизменение (стол – столы), согласование (красный мяч).
4. Слоговая структура слова. Будущий первоклассник должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, виолончелист и тому подобное.
5. Словарный запас. В словаре дошкольника к 6-7 годам должно быть около двух тысяч слов, в которых представлены все части речи. Вы можете самостоятельно проверить знания лексики ребенка по темам: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Профессии», «Семья», «Одежда», «Мебель», «Продукты» и другим.
6. Связная речь. Детки, которые уже идут в школу, должны иметь навык отвечать полными предложениями на вопросы. Чтобы проверить это, предложите ребенку пересказать рассказ или сказку, продолжить предложение, описать картинку.
7. Развитие мелкой моторики. Зачастую обучение письму вызывает у детей огромные проблемы. Для того чтобы это исключить, необходимо подготовить руки ребенка к письму: развить мелкую моторику пальцев рук. В этом помогут: лепка, игры с мелким конст-руктором; пазлы, мозаика, застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание шнурков, развязывание узелков; раскрашивание, штриховка, рисование карандашами; нанизывание бус, бисероплетение и многое другое.
8. Состояние пространст-венных функций. То есть способность распознавать «верх-низ», «право-лево» в различных условиях положения тела. Ребенок должен узнавать предметы и буквы в разных положениях. Буквы могут быть заштрихованные, развернутые зеркально, наложенные друг на друга.
9. Развитие коммуникативных функций. Правильному формированию коммуникативных функций содействует непрерывное взаимодействие с детьми и со старшими. Речь идет об умении слушать, фиксировать и выполнять инструкции о построении полного, развернутого, уверенного общения.
10. Формирование процессов внимания, памяти и мышления. На сегодняшний день мы имеем огромный выбор игр и заданий для развития ребенка. К примеру, найти 10 отличий на двух одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие элементы; запомнить ряд слов или предметов. Если хорошо развито мышление, то ребенок может объединять слова или предметы («назови одним словом»: например, капуста, морковь, картофель, помидор – это овощи); умение выделять лишнее с объяснением (кровать, диван, машина, шкаф).
Основываясь на опыте известных педагогов, родителям, у которых детки собираются в школу, хочу посоветовать:
– Читайте побольше книг! Обязательно вслух. Изучайте картинки, пусть ребенок попробует почитать сам коротенькие уже знакомые слова.
– Совершенствуйте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, желательно карандашами, собирайте бусы, лепите из пластилина.
– Разучивайте стихи, придумывайте истории.
– Дома чаще играйте в социально-ролевые игры с детьми (в дочки-матери, продавца, доктора, парикмахерскую, пожарных и прочие).
– Не требуйте все сразу. Отнеситесь с пониманием к тому, что многое не будет получаться сразу.
Желаю вам успехов в дальнейшей учебе!
Подготовила М. Семенова.