Чтоб красиво говорить, нужно с пальцами дружить.
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский.
Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка, активирует мозговую деятельность. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (её можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.
Оглянитесь вокруг и, возможно, вы найдёте новую интересную и полезную забаву для своего крохи совсем рядом. Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Многим детям, например, очень нравится прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попутно проговариваем короткие стихи, песенки или потешки. Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.
В последние пять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле, аудио, видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
«Рука – это инструмент всех инструментов», – сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант. И с этим невозможно не согласиться, поскольку простые движения руками и пальцами способны улучшить произношение многих звуков. А чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, – это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы – самый родной и близкий человек для вашего ребёнка, и чувство эмоциональной защищённости не должно покидать вашего малыша ни на миг.
Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы ставим задачу – активизировать стопы и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображённые подобным образом, запоминаются раз и навсегда.
Всё это узнали родители на мероприятии «Линейное развитие речи и мелкой моторики» из цикла «Родительская школа», которое прошло в стенах нашего «Солнечного». В течение мероприятия педагог дополнительного образования Н.Е. Лемешева предложила родителям выполнить чудесные ручные работы в соответствии с технологическими картами. По окончании мероприятия родители получили методические рекомендации и памятки по нетрадиционным способам развития моторики: «Аквагимнастика для пальчиков» и «Песочные игры».
И. Новожилова, учитель-логопед РЦ «Солнечный».