Тесты – один из самых удобных методов диагностики в профориентации. Они направлены на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов.
Тесты на профориентацию для детей не назовут школьнику конкретную профессию, но смогут определить тип личности и подсказать сферу развития. Предлагаем один из вариантов, который можно пройти не только детям, но (для интереса) и родителям. В этом тесте подростку необходимо оценить каждый предложенный вопрос и выбрать один из трех вариантов ответов на него:
- Работа, связанная с учетом и контролем, – это довольно скучно: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Я предпочту заниматься финансовыми операциями, а не, например, музыкой: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Невозможно точно рассчитать, сколько времени уйдет на дорогу до работы, по крайней мере, мне: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Я часто рискую: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Меня раздражает беспорядок: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Я охотно почитал(а) бы на досуге о последних достижениях в различных областях науки: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Записи, которые я делаю, не очень хорошо структурированы и организованы: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Я предпочитаю разумно распределять деньги, а не тратить все сразу: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- У меня наблюдается, скорее, рабочий беспорядок на столе, чем расположение вещей по аккуратным «стопочкам»: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Меня привлекает работа, где необходимо действовать согласно инструкции или четко заданному алгоритму: 1. да; 2. Затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Если бы я что-то собирал, я бы постарался привести в порядок коллекцию, все разложить по папочкам и полочкам: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Терпеть не могу наводить порядок и систематизировать что бы то ни было: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Мне нравится работать на компьютере – оформлять или просто набирать тексты, производить расчеты: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Прежде чем действовать, надо продумать все детали: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- На мой взгляд, графики и таблицы – очень удобный и информативный способ предоставления информации: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Мне нравятся игры, в которых я могу точно рассчитать шансы на успех и сделать осторожный, но точный ход: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- При изучении иностранного языка я предпочитаю начинать с грамматики, а не получать разговорный опыт без знания грамматических основ: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Сталкиваясь с какой-либо проблемой, пытаюсь всесторонне ее изучить (ознакомиться с соответствующей литературой, поискать нужную информацию в интернете, поговорить со специалистами): 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Если я выражаю свои мысли на бумаге, мне важнее: 1. логичность текста; 2. затрудняюсь ответить; 3. образность изложения.
- У меня есть ежедневник, в который я записываю важную информацию на несколько дней вперед: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Я с удовольствием смотрю новости политики и экономики: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Я бы хотел(а), чтобы моя будущая профессия: 1. обеспечивала меня нужной порцией адреналина; 2. затрудняюсь ответить; 3. давала бы мне ощущение спокойствия и надежности.
- Я доделываю работу в последний момент: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Взяв книгу, я всегда ставлю ее на место: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Когда я ложусь спать, то уже наверняка знаю, что буду делать завтра: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- В своих словах и поступках я следую пословице «Семь раз отмерь, один – отрежь»: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- Перед ответственными делами я всегда составляю план их выполнения: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
- После вечеринки мытье посуды я откладываю до утра: 1. да; 2. затрудняюсь ответить; 3. нет.
За все ответы под № 2 подросток получает по 1 баллу.
Если же старшеклассник выбрал первое утверждение при ответе на вопросы №№ 2, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27 – он должен получить по 2 балла.
Во всех остальных вопросах ответ № 1 не приносит баллов, тогда как ответ № 3 приносит по 2 балла за каждый.
Далее все полученные баллы необходимо суммировать. В зависимости от общего итога результат теста будет таким:
- от 49 до 56 баллов – высокий интерес к знаковым системам. Идеальные профессии: корректор, секретарь, экономист, чертежник, картограф;
- от 37 до 48 баллов – повышенный интерес к знаковым системам. Лучше всего отдать предпочтение профессиям менеджера, юриста, финансиста, журналиста;
- от 25 до 36 баллов – определенные интересы не могут быть выделены. Следует повторить тест, стараясь не выбирать второй вариант ответа или же обратиться к другому тестированию;
- от 13 до 24 баллов – выраженный интерес к творчеству. Лучшие сферы деятельности – продюсирование, реклама, дизайн, психология, журналистика и т.д.;
- от 0 до 12 баллов – «свободный художник». В этом случае лучше всего работать индивидуальным предпринимателем или фрилансером.
P.S. Фрилансер – человек, работающий удаленно с одним или несколькими заказчиками. Фрилансером может стать репетитор, бухгалтер, веб-разработчик, мастер по ремонту, кондитер – кто угодно. Фрилансом заменяют основную работу в штате компании или используют как способ дополнительного заработка.