Накануне 140-летия станицы Октябрьской руководитель клуба «Станичники» Н.И. Майстровский напомнил землякам, откуда взялось название Михайловской, как появилась Октябрьская и почему эти два населенных пункта в конце концов стали одним. Сегодня станица Октябрьская празднует свое 140-летие. Впервые поселок Михайловский упомянут в проекте административного деления Кубанской области в 1871 году. Название свое он получил от имени наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича, который был необычайно популярен среди кубанских казаков. По архивным данным 1874 года, одним из первых атаманов поселка был Емельян Кондратьевич Омельченко, а в 1876 году – урядник Семен Антонович Белокур. В таблице Ейского уезда по статистической переписи, составленной к 15 декабря 1875 года, значится в поселке Михайловском: дворов – 74; казачьего сословья мужчин – 240, женщин – 248; иногородних мужчин – 19, женщин – 20; число домов частных – 87, лавок – одна, в скотоводстве: лошадей – 325, волов – 680, коров и гужевого скота – 1288, овец и коз – 7326; в пчеловодстве: пасек – 16, ульев – 106; четыре водяные мельницы. С годами хутор рос и богател. В 1901 году здесь было построено здание атаманского правления. Имелось уже 429 казачьих наделов, пожарный обоз, четыре лошади для общественной почты, одна тачанка и одна линейка. Нарождающееся мужское население получало паевые наделы вдали от хутора, а это затрудняло обработку земли. Станичное начальство сквозь пальцы смотрело на нужды хуторян. А в это время нужны были средства для постройки хлебного магазина, починки и содержания в исправном состоянии мостов и гатей. В этом же году Михайловский хуторской сбор обратился с просьбой об отделении хутора от станицы и преобразовании его в станицу Новомихайловскую. И только четыре года спустя 9 июня 1905 года кубанское областное правление объявило о преобразовании хутора Михайловский в станицу Новомихайловскую. Еще в 1875 году закончилось строительство главной линии железной дороги Ростов-Владикавказ, протяженностью 625 верст. Одной из станций на этой дороге стала Крыловская. Ее сначала обслуживало четыре человека, которые жили рядом со станцией. Тем самым дав начало новому населенному пункту, который со временем стал хутором, а впоследствии получил название Октябрьский. По переписи 1917 года, в станице проживали 2432 казака и 606 иногородних. Числился 701 двор, юртовой надел станицы составлял 7741 десятину пахотной земли. При въезде со станицы Павловской стояли ветряки богатых казаков Ефима Алексеевича Губского и Семена Ивановича Самойлик. У станичного кладбища находилось два ветряка семьи С.Ф. Забары. Центр станицы украшали здания «Товарищества по засыпке зерна», склад для хранения неприкосновенного запаса зерна, магазина Левонченко, домов зажиточных жителей Садыло, Арсентия и Ильи Забары. Смутные годы революции и Гражданской войны нанесли невосполнимый урон станичному хозяйству и оно пришло в упадок. В 1921 году большая часть хлеборобов начала объединяться. Первое коллективное хозяйство – коммуна «Смело». Возглавил ее казак Андрей Романович Танага. Осенью 1925 года организовалась ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), которое возглавил Тихон Иванович Карпенко. Через два года ТОЗов стало 19. В январе 1927 года был образован Новомихайловский сельский совет, а в октябре – Октябрьский. Граница между ними пролегла по нынешней улице Октябрьской. Великая Отечественная война унесла жизни многих наших земляков. Более трети ушедших на фронт не вернулась домой. Пережила станица немецкую оккупацию со 2 августа 1942 года по 2 февраля 1943. Послевоенные годы в станице ознаменовались подъемом сельского хозяйства и строительством новых объектов. В то время на месте нашей станицы были хутора Октябрьский, Средний, станица Новомихайловская. Во время сплошной застройки эти населенные пункты слились в единую станицу Новомихайловскую, а 24 июля 1963 года решением Краснодарского крайисполкома она получила название Октябрьская. На территории станицы до сих пор живут потомки наших славных земляков: полного Георгиевского кавалера Ксенз Алексея Илларионовича, кавалера трех Георгиевских крестов Павлюк Карпа Трофимовича, кавалера трех орденов Славы Науменко Николая Васильевича. Наша станица может по праву гордиться своими жителями – простыми людьми труда, живущими и работающими с верой в ее процветание.
Подготовила О. Кайдаш.