Новости

«Поедете в теплые края»

Метки:


«Мы тогда были пацанами и опасности не чувствовали. Понимание того, что ты мог не вернуться, чем мог закончиться тот или иной случай, пришло не сразу, не в Афганистане, а спустя годы», – говорит крыловчанин Сергей Козлитин, который как раз застал вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

«Еще на призывном пункте нам сказали: «Поедете в теплые края». А на тот момент половина тех, кого призвали из станицы, служили в Азербайджане, в Пришибе. В поезде подтвердилось – едем в Пришиб, в сержантскую школу. И когда я только вошел в ее здание – о, одни знакомые лица!». Учеба была не простой, одни занятия на выносливость чего стоили: каждое утро семь километров бегом в полном обмундировании, с автоматом, вещмешком и даже шинелью в скатке. Плюс все, что касалось специальности водителя, естественно, огневая подготовка и рытье окопов.

Сержантскую школу Сергей Викторович окончил с отличием, и был направлен в Среднюю Азию, в Московский погранотряд. А уже отсюда по собственному желанию – в Афганистан. Год и восемь месяцев службы прошел в мотоманевренной группе, задачей которой было прикрытие государственной границы со стороны Афганистана. Командир отделения, замкомвзвода водителей.

Для кубанских парней условия службы, мягко говоря, были экзотическими. Летом – жара до 50 градусов в тени, зимой – холод, который проникал везде. Чтобы не замерзнуть на посту, на себя надевалось все: теплое белье, трико, бушлат, ватник, тулуп и еще ОЗК сверху. В таком виде выходили на сторожевой пост – отстоять надо было четыре часа, поскольку здесь караульная служба Советской Армии неслась по пограничному уставу. За время службы пришлось пережить два землетрясения. Но самым неприятным, судя по воспоминаниям, было, когда начинал дуть «афганец».

– Открыл рот – полный рот песка. Готовишь есть – обязательно в тарелке будет песок, как бы ты ни старался укрыться, – говорит Сергей Викторович. – Наша часть была наполовину вкопана в землю. Для казармы сначала вырывали котлован наподобие наших силосных ям, потом изнутри выводили стены из самана. Стены над землей возвышались немного, и сразу – крыша. Окошки были продолговатые у самой земли, закрывали их пленкой (стекло было в дефиците), а снаружи – тканью какой-нибудь, чтобы, когда ночью свет горит в казарме, врагу видно не было. Вход был, как в подвал, а второй выход – сразу в окопы. Даже по территории части нам не разрешали ходить строем, скажем так, не рекомендовали: солдатский строй – отличная мишень.

Однажды нам пришлось выдвигаться на задержание каравана на двое суток. Высадили нас с вертолетов, даже не знаю, где это было, – нам не объясняли. Мы на сопке, внизу – кишлак и дорога идет. У подножия сопки стояли сарбозы – так местное народное ополчение называли. Мы окопались, у каждого окоп для стрельбы стоя (там только так, а почва – каменная, ее бы киркой, но у нас только лопатки были). Потом вертолетами подвезли запас воды в мешках полиэтиленовых. Долго мы никого не видели, все было тихо. Их командир подошел к нашему, стоят они вместе на сопке, наш в бинокль смотрит, а их – руку ко лбу козырьком приложил и нашему объясняет, куда смотреть надо. Кого они там видели – не знаю. Потом афганец что-то закричал, а с той стороны – голос ответил. Они переговариваются, а мы расслабились, курим, и тут вокруг нас стали разбиваться фонтанчики земли – обстрел. Мы – врассыпную, каски похватали и по своим окопам – как ветром сдуло. А потом тишина, так мы никого и не увидели.

Еще один случай был накануне Нового года, перед самым выводом войск. Между нашей частью и ближайшим кишлаком был «домик дружбы», так мы его назвали. Снаружи – сарай сараем, маленький саманный с плоской глиняной крышей, а внутри – евроремонт. Туда доступ был только командирам, разведке и руководству из местных. От домика была протянута связь, которая временами работала, а когда надо – ее не оказалось. Ночью заметили, что возле части брошен местный УАЗик: оказалось, в кишлак пришли четыре банды, местные – кто скрылся, кто к бандитам примкнул. А главное, сколько их – не известно. Не известно, чем могло бы все это закончиться, но в переговоры вступили старейшины – их авторитет был беспрекословным для всех. Они о чем-то поговорили с боевиками, потом – с командирами в «домике дружбы». В итоге боевики из населенного пункта уехали…

И все же сейчас о службе вспоминаются больше не те моменты, что могли стоить жизни, – память наша избирательна. Поэтому чаше вспоминаются земляки, которые в армии были все равно что родственники. Как готовились дембельские альбомы в условиях дефицита красок и кистей. Как зеленка уходила не по прямому назначению, а чтобы пограничные фуражки были зелеными. Как перед выводом накрыли фуршет из того, что осталось, а вместо стола сложили снаряды. Да и сама дорога до границы, проходившая между сопками, никогда не забудется: с одной стороны на вершинах были боевики, а с другой – колонну прикрывали наши вертушки… Все это в памяти и 30 лет спустя.

М. Любченко.


«У Отчизны героев не счесть, но тогда время выбрало нас…»

В этот день зрительный зал Районного дома культуры был переполнен – сидели даже на стульях вдоль стен. Затаив дыхание, зрители слушали рассказ ведущего Александра Комарова. Это был урок мужества «Огненный рубеж Афганистана», подготовленный работниками РДК. Мероприятие, в котором приняли участие воины-интернационалисты, школьники, жители, было посвящено 35-й годовщине вывода советских войск из Афганистана.

Подробнее

Солдатские будни лейтенанта Калашникова

В его альбоме уже пожелтевшие фотографии тех лет, когда он – выпускник Самаркандского высшего военного автомобильного училища – был молод, полон надежд и тревог, как сложится служба. А дальше – Афганистан. Один год и семь месяцев его жизни…

Подробнее

Воины 35 лет спустя

Накануне 35-й годовщины вывода советских войск из Республики Афганистан после завершения выполнения боевой задачи в краевом центре состоялось торжественное мероприятие, в котором приняла участие делегация из Крыловского района, в составе которой были воины-интернационалисты Сергей Руденко и Алексей Калашников.

Подробнее

Урок мужества «Огненный рубеж Афганистана»

Урок мужества «Огненный рубеж Афганистана», посвященный 35-летию окончательного вывода Советских войск из Афганистана и Дню памяти воинов-интернационалистов прошел в Районном доме культуры.

Подробнее

«Мне повезло: определили наводчиком»

На солдатских письмах, что родные получали от сына, стоял короткий обратный адрес: «ТССР, в/ч 2066 – ШХ». И пока не вернулся домой, мать не знала, что служил он в Афганистане, а его часть так называлась по названию пограничного поселка и речного порта Шерхан-Бандар, также Шерхан, на границе с Таджикистаном, на южном берегу реки Пяндж.

Подробнее

«Афганистан. Без права на забвение»

15 февраля в России ежегодно отмечается День памяти воинов-интернационалистов, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день, 35 лет назад, последний советский солдат покинул земли Афганистана. «Афганистан. Без права на забвение» – так называлось мероприятие, которое состоялось в СОШ № 8 станицы Новопашковской и было посвящено этой памятной дате.

Подробнее

В «ущелье львов» они держали круговую оборону…

Мы продолжаем рассказывать о воинах-интернационалистах, прошедших боевое крещение на земле Афганистана. Сегодня – история Владимира Ивченкова, который демобилизовался практически накануне вывода советских войск из республики.

Подробнее

В памяти война, а на сердце не заживают раны…

15 февраля 2024 года в России отметят памятную дату – 35-летие вывода советских войск из Афганистана, который начался в 1988 году после подписания Женевских соглашений, а в 1989 территорию покинули последние колонны военной техники, солдат и офицеров.

Подробнее

«Надо жить, а как иначе?»

Теплым июльским утром крыловчанина Алексея Пачева ждал приятный сюрприз. Председатель районного совета ветеранов Владимир Холодков и председатель союза ветеранов войны в Афганистане Юрий Панченко поздравили его в 60-летним юбилеем. Они пожелали ему крепкого здоровья, жизненных сил, удачи, счастья и мирного неба над головой.

Подробнее

В запас не уходят – граница в душе всегда

28 мая – День пограничника. В этот день «зеленые фуражки» России будут получать поздравления. 13 июля 1950 г. была учреждена первая послевоенная боевая медаль – «За охрану государственной границы СССР». В первую очередь ее вручали, естественно, пограничникам, но не только: третьим по счету кавалером новой награды стал гражданин Агейченко, который помог «зеленым фуражкам» задержать иностранного лазутчика.

Подробнее