Как объясняют психологи, маленькие дети воспринимают рекламную картинку как реальность. Они не знают, что это вымысел, и им невдомек, что рекламодатели специально делают ее яркой с участием детей, животных, героев мультфильмов с целью привлечения внимания. На следующий день ребенок уже требует у родителей: «Хочу! Купи!». В данном случае самое меньшее зло – это урон семейному кошельку.
Обратите внимание на своего ребенка и, возможно, вы с удивлением для себя обнаружите, что он – фанат рекламы. Ваше чадо наизусть знает массу ее текстов, различает мелодии, звучащие в рекламных роликах, и даже копирует поведение действующих персонажей. И чему удивляться, если для ребенка, активно познающего мир, телевизор часто является основным источником информации? А если выключение телевизора в момент рекламы провоцирует у ребенка неадекватную эмоциональную реакцию, вероятно, у него формируется зависимость.
Ребенок получает из рекламы представление о модели общества и модели поведения в нем. В психологии есть такое важное понятие, как импринтинг – первообраз, запечатление. Таким образом, многие первообразы, которые маленькие дети получают из рекламы, впоследствии становятся мерилом ценностей.
Реклама для детей опасна тем, что прививает им ложные, очень сомнительные жизненные ценности. Из рекламы дети твердо усваивают, что человек может стать счастливым, купив новый мобильный телефон; здоровым, выпивая стакан консервированного сока; сильным, съев шоколадный батончик. А чтобы купить понравившиеся товары, достаточно выиграть деньги в лотерею. О том, что деньги надо заработать, реклама умалчивает. Психологи во всем мире бьют тревогу. По результатам исследований, у многих молодых людей смещены жизненные ориентиры, сформированные в том числе и рекламой. Такие люди стремятся к определенным целям, продиктованным с экранов, плакатов и упаковок, но достигнув их, понимают, что потратили львиную долю своих денег и времени впустую в погоне за тем, что не дает ни настоящей радости, ни счастья.
Психологи советуют родителям своим личным примером показывать, что просмотр телепередач не является единственным способом времяпровождения. Вместе с ребенком придумайте интересные для него занятия, читайте книги, играйте и гуляйте на свежем воздухе. Поскольку совсем исключить телевизор из обыденной жизни сложно, старайтесь во время демонстрации рекламы незаметно выключить звук. Картинки без звука смотреть не так увлекательно.
Информация для размышления: в повести Аркадия Гайдара «Военная тайна» Мальчиш-Плохиш «за бочку варенья и корзину печенья», полученных от «буржуинов», с легкостью предает своих товарищей. Не так давно появилась телереклама йогурта: дети играют в индейцев, которые, захватив пленного, пытаются выведать у него, где находится лагерь. «Пленный» молчит. Но когда ему предлагают йогурт, ребенок сразу же выдает тайну. А под конец рекламного ролика «пленный» заглядывает в «вигвам» индейца и интересуется, не желает ли тот узнать, где хранится золото. Вот такой «образец» поведения предлагают рекламодатели детям. Подобную аналогию можно провести на большинство рекламных роликов. Так что есть над чем подумать.
Н. Кочанова, ведущий специалист обособленного подразделения краевого методического центра.