Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-нибудь уходят, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. В «друзья» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, мишку, котенка, зайчика – существо, близкое ему и понятное. Потому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему по-настоящему. Ведь игрушки следует выбирать, а не собирать!
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все они покупаются в магазине, многие нужно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку. Ребенку нужны такие «пособия», на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для чего автоматические игрушки совершенно не пригодны!
Нередко молодые родители, покупая игрушку, сами того не осознавая, ориентируются на свой вкус, не задумываясь о том, что не всякая игрушка подходит определенному возрасту. Сегодня, зайдя в любой магазин, видишь, что большая часть представленного игрушечного товара рассчитана на взрослого покупателя, а не на ребенка. С некоторыми вообще нельзя играть – на них можно лишь смотреть, любоваться ими, в лучшем случае.
Так какие же игрушки нужны детям? Основное требование: они должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными. Например: кукольное семейство, домик, мебель, машины, лодка, касса, медицинские и парикмахерские инструменты, телефон, мелки и так далее. Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, мячи, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, кегли, молотки и другие инструменты. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки, краски, пластилин. Ну, и наконец, самое главное – игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающей жизни!
И. Чутова, воспитатель МБДОУ №30.