Творчество

История одной фотографии

Метки: |


Алена соскочила с подножки трамвая, через пешеходный переход устремилась на другую сторону и быстро зашагала по тротуару. Было холодно, подмораживало, ветер нес по асфальту поземку, срывался снежок. Кутаясь в старенькое драповое пальтишко, девушка почти бежала. Впереди, припадая на правую ногу, шла пожилая женщина. Едва доковыляв до скамейки, она обессилено плюхнулась на нее, откинувшись на спинку и хватая ртом воздух. Алена, было, пробежала мимо скамейки, но резко развернулась, подошла, наклонилась над старушкой.

– Вам плохо? Нужна помощь?

– Ноги, доченька, совсем нести не хотят. Да и сердце колотится, как не выскочит… Девушка присела рядом… В белой авоське батон хлеба, пакет молока, брикет творога… Алена вспомнила свою бабушку, которую долго, с раннего детства, звала мамой. Да она и была ее мамой. Свою родную мать девочка никогда не видела – она умерла в родах. Бабушка и воспитала Алену. А год назад бабушки не стало, умерла от инфаркта. Девушка в тот год заканчивала школу. Об отце Алена вообще ничего не слышала, даже бабушка не знала, кто отец девочки, дочь ей не рассказала… Алена вспомнила, как по вечерам они с бабушкой любили листать толстый семейный альбом, где ее мама на снимках была то смешной «ясельницей», то школьницей – пионеркой, то комсомолкой… А на одной фотке она видела маму студенткой, а рядом – чернявый улыбающийся паренек… На обороте фотки девушка прочла: «Кирилл и Настя достойны счастья!» Это была самая «взрослая» фотография мамы, и Алена носила ее в своей сумочке…

– Меня зовут Алена… Вы где живете? Я провожу, – обратилась она к женщине.

– А я Глафира Ивановна, – медленно произнесла старушка. Алена помогла ей подняться, и они тихонько пошли по тротуару. Жила Глафира Ивановна одна в пятиэтажке – «хрущевке» в двухкомнатной квартире. Подойдя к дому, она пригласила девушку:

– Зайди, замерзла ведь, передохнешь, чайку попьем, – ласково ворковала хозяйка, и от этих слов Алене было так тепло, давно она не слышала добрых слов, давно ей не было так уютно… по-домашнему…

С тех пор, как умерла бабушка, девушка жила в общежитии строительного техникума в одной комнате с такими же сиротами, как и она… Училась она на втором курсе на штукатура. Почему в общежитии, а не дома? Алена даже поежилась. Она вспомнила, как бурно мамины братья делили наследство после бабушкиной смерти. Ей, Алене, считали дядья, не положена «доля», ее же мать умерла… Девушка не стала связываться, скандалить – собрала вещи и ушла…

Глафира Ивановна хлопотала на кухне, а Алена, немного отогревшись, рассматривала фотографии в рамках на стене. Вдруг девушка замерла, ей показалось, что она и дышать перестала. Со стены на нее смотрели… Кирилл и Настя. В рамке была фотография точно такая, как у нее в сумочке… Подошла Глафира Ивановна. Она уже звала девушку к столу, но та, как завороженная стояла перед семейным «иконостасом» хозяйки.

– Кто это? – тихо спросила Алена. Женщина помолчала и, промакнув уголком фартука повлажневшие глаза, поведала девушке историю своего сына Кирюши… Жили они семьей: двое сыновей и они с мужем. Младший сынок, Алеша, умер от скарлатины в шесть лет. Рано ушел и муж, работавший инженером на заводе… Остались они с Кирюшей вдвоем. По окончании школы юноша ушел в армию, а вернувшись, поступил в политехнический, хотел быть, как отец. Пока был маленьким, все матери рассказывал, а повзрослев, стал скрытным, слова из него не вытащишь. Девушкам нравился, соседкина дочка по нему страдала, а он – ноль внимания. Глафира Ивановна улыбнулась.

– А кто эта девушка рядом с ним? – спросила Алена.

– А-а-а.. Это Настенька. О ней сын мне рассказывал, что учатся вместе в «политехе». Но не знакомил, а проучившись два года, Кирюша оставил институт и пошел на завод токарем. Видно, очень любил девушку, часто говорил о ней. Поссорились они, и она, кажется, тоже ушла из института…

Алена вспомнила рассказ бабушки о том, что ее дочка Настя после школы пошла в политехнический, но то ли разочаровалась в будущей профессии, то ли еще что-то, но учебу оставила…

Глафира Ивановна, разливая чай по чашкам, сообщила Алене, что Кирилл женился, но жена даже не захотела знакомиться со свекровью. Родились две внучки, но и их бабушка видела всего несколько раз. Тяжело было женщине. Как-то заскочил сын и рассказал, что на заводе формируют бригаду ликвидаторов на Чернобыльскую АЭС:

– И Кирюшка – в первых рядах! А как же? Весь в отца… настырный был… Командировка не прошла бесследно, видно, много радиации «хлебнул». Сын таял на глазах: санатории, госпиталь… Жена с детьми укатила в Израиль – зачем ей больной муж? Кирилл очень переживал, скучал по дочкам, лечиться отказывался, уходил тяжело… Глафира Ивановна заплакала:

– Один он у меня был, а теперь вот никого не осталось. И внучек не увижу уже, стара я, часто болею…

Потрясенная рассказом старой женщины, Алена вынула из сумочки фотографию и протянула Глафире Ивановне.

– Откуда это у тебя? – растерялась пенсионерка.

– Это моя мама, Анастасия, – тихо произнесла Алена.

– Настенька… А я смотрю – ты так напоминаешь мне моего сына Кирюшу. Похожа! И на мать похожа… Что же у них произошло?

– Этого мы никогда не узнаем, мама умерла, когда родилась я, – сквозь слезы произнесла девушка. Ей в эту минуту показалось, что она давно живет здесь, с этой милой старушкой, которая, наверное, ее бабушка.

– Оставайся, живи у меня, внученька… – и Алена знала, что не расстанется никогда с этой больной беспомощной женщиной… И еще девушка поняла, что Глафира Ивановна – самый родной для нее человек. И они очень нужны друг другу.

Т. Юпилайнен.

Предыдущий материал

Проект будущего «Взрослая школа» глазами участников

Мир творчества заиграл новыми красками для семей, которые познакомились благодаря проекту «Взрослая школа». О нем мы уже рассказывали на страницах газеты: идея в объединении семьи на почве любви к музыке. Его участники – родители, бабушки и дедушки учеников детской школы искусств станицы Крыловской. И сегодня – им слово.

Подробнее

С баяном неразлучны

В крае продолжается цикл мероприятий, посвященных Году семьи. Так, в марте в главной сокровищнице истории края – музее им. Фелицына – министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина вручила награды и подарки семи кубанским многодетным семьям.

Подробнее

Сама виновата

В жизни Галины, как и в жизни ее сверстников, не было ничего необычного. Все было предсказуемо: окончила десятилетку, ходила в кино, бегала с подругами на танцы в горпарке. Учиться дальше Галина не пошла, не захотела, хотя мать настаивала: мол, хоть какую-нибудь специальность надо приобрести – жизнь большая, мало ли как сложится…

Подробнее

Так вот какая ты, современная «Взрослая школа»!

Вот уже почти два года, как существует наш проект «Взрослая школа». Хотя, точнее будет сказать, не существует, а успешно работает. Он стартовал в качестве эксперимента на базе детской школы искусств станицы Крыловской.

Подробнее

Непростая история

Однажды вечером я получила сообщение от подруги, с которой вместе учились в институте: «Ушла из жизни Ольга Ларина». У меня перед глазами встали картины нашей встречи однокурсников, приуроченной к 40-летию окончания вуза. И Оля – завуч школы в родном городе, белокурая, энергичная, стройная, выглядевшая лет на пятнадцать моложе своего возраста. У нее и муж был моложе ее на 10 лет. Как она плясала! Мы со своими больными коленями могли только улыбаться и аплодировать. А еще мы с Олей часто хватались за мобильный телефон: у нас дочери лежали в родильном отделении и ждали первенцев.

Подробнее

Значит, судьба такая…

Они не были близкими соседями, но, как оказалось, жили на одной улице. Однажды, идя на работу и проходя по тротуару, Татьяна наткнулась на ватагу малышей, выкатившихся из калитки небольшого домика. Это были три девчушки, старшей на вид лет шесть, а мальчишка лет двух восседал у отца на руках. Закрыв калитку и взяв детей за руки, мужчина заспешил по тротуару впереди Татьяны.

Подробнее

Развела судьба на счастье

Каждая женщина мечтает о свадьбе, о детях от законного мужа, о полноценной и дружной семье. Алексей женат был дважды, правда, не расписывался и детей после себя не оставлял.

Подробнее

Во славу Рождества Христова

В старинных казачьих костюмах с Вифлеемской звездой в руках, с песнями прошли по некоторым улицам станицы Октябрьской ансамбли народного пения «Завалинка» и фольклорный «Марусенька» детской школы искусств. Они несли благую весть – родился Спаситель мира – Господь Бог наш Иисус Христос.

Подробнее

Музыкальная сказка и сказочная музыка

В канун прошлого Нового года педагоги и учащиеся Крыловской ДШИ презентовали зрителям музыкально-литературную постановку «Метель», которая имела огромный успех у зрителей не только нашего района, но и Краснодара. И поскольку музы не дремлют, на этом не остановились.

Подробнее

Щедрый вечер, добрый вечер!

В канун старого Нового года во многих поселках, селах и станицах ходят веселые компании, ряженые и разукрашенные, с шутками и прибаутками. Хозяева не запирают калитки в этот день, ждут гостей, приглашают к столу, под новогоднюю елочку.

Подробнее