Особенность нашего русского этикета – искренняя радость гостям.
Современное русское гостеприимство отражает древнейшие обычаи предков, которые сформировали менталитет народа и прочно «срослись» с его представлениями о радушии, хлебосольстве. Обычаи гостеприимства нашли свое выражение в фольклоре, всевозможных пословицах и поговорках, прекрасно отображающих отношение русских людей к гостям.
В старину на Руси деревни и города находились на большом удалении друг от друга. Поездка в соседний населенный пункт представляла собой грандиозное событие и могла занимать до нескольких недель. По этим причинам любой пришлый человек являлся желанным гостем. Он приносил с собой новости, мог рассказать что-то интересное или предупредить о надвигающейся опасности. Встречали гостя с искренней радостью и старались угодить ему во всем.
Но русичи не скучали в ожидании далеких, «заморских» гостей. Скрасить однообразные будни помогали гости из ближайшего круга: соседи, дальние родственники и кумовья, проживающие в другой части деревни. Для таких случаев требовалось приглашение. В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости прошу к нашему шалашу», «Милости просим!» – такие фразы сопровождались обычно поклонами. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Это обращение подразумевало и то, что человеку будет оказан очень почтительный прием.
Встречали караваем
Известная русская традиция встречать гостей караваем хлеба и солонкой, доверху заполненной солью, берет начало в глубочайшей древности. Изначально она символизировала готовность отдать гостю самое дорогое и истинно ценное, что есть в доме, – хлеб. Человек, переживший хоть один неурожайный год и голод, прекрасно понимал значение этой традиции.
Поднесение каравая хлеба с солью означало очень многое. Оно символизировало установление мира и добрососедских отношений. В Московском и некоторых других княжествах жители считали, что само словосочетание «хлеба да соль» отвращает от дома и людей любое зло. Обычай встречать долгожданных, дорогих гостей хлебом-солью сохранилась до сих пор. Она повсеместно используется на свадьбах, высокопоставленных приемах иностранных делегаций.
Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась пришлым в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!» Гость должен был съесть кусочек хлеба, обмакнув его слегка в солонку. Затем он приветствовал и целовал радушную хозяюшку. Гость также должен был выпить рюмку водки, после чего участники церемонии снова обменивались поклонами. Так выглядел обряд целования, после которого гостей приглашали в дом.
Угощали на славу!
На Руси гостям не только оказывалось огромное почтение. Их старались угостить всем самым лучшим, что только есть в доме. Выражение «Закатить пир горой» относится как раз к истинно русскому способу принимать гостей. Переступив порог дома, пришлые крестились на иконы в Красном углу и ждали особого сигнала от хозяйки. Приглашением к столу служило обычное действие хозяйки дома: женщина просто отправлялась к так называемому своему, «женскому» столу. После этого все рассаживались.
Угощение готовилось богатое, разнообразное и обильное. Например, на княжеских пирах могло быть до 500 перемен блюд. Хозяева старались, чтобы столы чуть ли не ломились под тяжестью угощения. Это был еще один способ показать гостю свое почтение. Подавали пироги с разной начинкой, мясные блюда и запеченную птицу («жаркое»). Затем следовала перемена блюд. Хозяйка угощала «ушным». Так назывались на Руси супы.
После ушного следовал небольшой перерыв. Гости отдыхали от обильной трапезы, общались, выпивали, обменивались шутками-прибаутками. Затем следовал десерт: всевозможные сладости, выпечка, мед и прочее. Во время таких пиров много пили, шутили, пели и плясали. Радушный и зажиточный хозяин в знак особого уважения мог даже одарить почтенного гостя шубой или какой-то другой ценной вещью.
Присядем на дорожку
Когда гости собирались домой, их провожали, при этом также использовался определенный ритуал. Чтобы дорога была легкой и приятной, пили на посошок, потом нужно было посидеть на дорожку.
Традиция выпить на посошок произошла из-за почитания странников на Руси. Многие люди бродили по дорогам, оставил свой дом, и обычно цель была одна и та же – поиск Бога. Странники искали истину в своих скитаниях, сознательно отвергали мирские радости, выбирали свой путь служения Богу. Они вызывали уважение, к ним относились очень доброжелательно. Дать приют путешественнику считалось благим делом, а когда он собирался в путь, ему наливали стопочку. А посошок был непременным атрибутом путника. Присесть на дорожку: считалось, что так можно взять с собой энергию дома, получить защиту во время долгого пути.
Гостям от души желали доброй дороги, дарили подарки, угощения. Говорили, чтобы дорога была скатертью. Это потому, что на Руси дороги были ужасные, ехать по ним было тяжело, а идти еще тяжелее. Так появилось выражение «скатертью дорога» – желание, чтобы путь был гладким, как скатерть на праздничном столе. Довольные, накормленные, выспавшиеся гости отправлялись домой, храня в своих сердцах приятные воспоминания и планируя ответное приглашение.
В гостях у казаков
Безмерное уважение к гостю у казаков обуславливались тем, что его считали посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогой – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение трех суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.
Галина Ивановна из Октябрьской вспоминает: «Моя бабушка рассказывала, что у казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его как гостя, накормит и его, и коня. На постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. Надо сказать, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений».
Иностранцы о русском гостеприимстве…
Еще князь Владимир Мономах в ХII веке поучал своих сыновей: «…напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым».
В ХV–ХVI веках обычаи гостеприимства нашли свое закрепление в книге «Домострой».
Итальянский дипломат Карпини Плано (1182—1252), посол папы Иннокентия IV, по пути в Монголию прибыл в 1246 году в Киев. Вот его запись: «Киевляне, узнав о нашем прибытии, все радостно вышли нам навстречу, именно: они поздравляли нас, как будто мы восстали от мертвых; так принимали нас по всей Руси. Даниил и Василько, брат его, устроили большой пир и продержали нас против нашей воли дней с восемь».
Секретарь австрийского посольства Лизек Адольф в ХVII веке писал: «Гостеприимство есть общая добродетель русских, так что ничем нельзя скорее рассердить их, как отказавшись от угощения. Если к ним пожалует гость, то ласковый прием состоит в следующем: прежде всего поздороваться с гостем, а после женщина подносит стакан водки; гость должен выпить, поцеловаться с хозяевами, а часто и одарить их».
Датский посол в России в 1709-1712 годах Юль Юст: «У Меншикова много ели, много пили и много стреляли; и разгула и шума было здесь столько же, сколько на любом крестьянском пиру. Среди обеда внесли цельного жареного быка, жарили его в течение двух дней… Здесь на пирах в обычае угощать на славу не только званых гостей, но и слуг их, приводимых ими с собою в большом количестве. Если же последних хорошо не примешь и не употчуешь, не накормишь и не напоишь через край, то добрый прием, оказанный их господам, идет не в счет».
Английский историк Кокс Уильям (1748-1828): «Ничто не может сравниться с гостеприимством русских. Ни разу не случалось нам делать утренние визиты, не получив при этом приглашения на обед. Вначале мы считали это простой любезностью и ждали вторичного приглашения, но вскоре мы убедились, что это лишнее и мы обрадуем хозяев, если явимся к ним без всякой церемонии».
Американский дипломат Болен Чарльз в XX веке: «Мы вернулись в помещение партийного комитета, где провели ночь, и обнаружили, что русские, со своим обычным гостеприимством, устроили большой банкет. Он затянулся до поздней ночи, и последнее, что я помню, я пел русскую песню о Стеньке Разине, забавляя русских и, возможно, просвещая американцев».
Подготовила О. Леонова.