Поговорим о забытых традициях
Современные свадьбы отличаются от гуляний, которые устраивали наши прадеды, но немыслимы без множества разнообразных ритуалов и обрядов. Они идут из глубины веков, и уже не все знают их значение.
В каждой местности свои, но общие
Коллектив отдела ЗАГС Крыловского района, встречаясь с юбилярами супружества, старожилами, интересуется свадебными обычаями и аккуратно их собирает. О некоторых из них нам рассказала начальник отдела Любовь Василенко:
– Свадебные обычаи – тема интересная. Они отличались не только в разных регионах, но и от района к району. При этом общим было застолье, которое носило символическое значение объединения двух групп – родни жениха и родни невесты, а также самой брачной пары.
Самым подходящим временем для свадеб считались осень и зима, когда был собран урожай. Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную седьмицу, а еще накануне среды, пятницы и воскресенья. Кубанский свадебный обряд был многообразным, продолжался минимум три дня. Не зря говорили: «Кубанцы свайбу грають».
Айда на смотрины!
Все начиналось с выбора невесты. Родители присматривали девушку, показывали ее сыну, благословляли на брак. Без благословения браки заключались крайне редко. Затем в дом невесты отправляли сватов. Свата и сваху перевязывали отрезами ткани, полотенцами. Сваху из всех женщин выделял большой цветок, приколотый к прическе.
Получив согласие на брак, устраивали смотрины – визит к жениху родителей невесты. При сговоре определялся день свадьбы. Отцы молодых в знак возникновения родственных отношений жали руки, обнимались со словами: «Будь ты мне сват да нова родня!» – обменивались пирогами.
Чье место продавали
Из числа подружек невесты выделялась старшая дружка, она сопровождала невесту во время свадьбы. Ей помогала свашка – молодая замужняя родственница. Девочка-подросток обычно продавала место для жениха‚ вооружившись палкой, к которой были прилеплены репейники.
В дореволюционные времена венчание и было регистрацией брака – оформлением юридических и церковных отношений между молодыми. Затем в каждой из семей устраивалась свадьба.
Мать жениха встречала детей, осыпала их зернами пшеницы, хмелем, конфетами, орехами, монетами. Осыпать молодых – значит, сделать их способными к рождению детей, предостеречь от порчи, пожелать им богатства и счастья.
На пиру молодые не ели, не пили, со словами: «Кланяемся хлебом-солью!» они принимали поздравления.
Вода из семи колодцев, мука из семи мешков
Свадебное угощенье было обильным и разнообразным, но отдельно хочется сказать о каравае. Хлеб воспринимался как священный продукт, которым Бог наделил людей. Для свадебного каравая брали воду из семи колодцев, муку из семи мешков. Готовить его должна женщина, которая счастлива в браке и имеет детей. Перед тем как замешивать тесто, следовало умыться, надеть нательный крест, платок. Во время замеса обязательно прочитать «Отче наш» и «Богородице». Сажал каравай в печь женатый мужчина. С караваем сватали невесту, иконой и караваем родители благословляли молодых, караваем одаривали гостей на свадьбе. Этот хлеб подносился на свадебном рушнике, полотно которого было цельным, символизируя непрерывную дорогу семейной жизни. Размеры рушника делились на семь, а одна четвертая каждой половины рушника заполнялась вышивкой. Кубанские рушники вышивались нитками трех цветов: красный – цвет солнца, черный – цвет кубанского чернозема, белый – цвет зарождения жизни. Центр рушника – Божье место: на него и клали каравай.
Три дня. Не меньше!
Когда к столу выносили третье блюдо, молодых провожали к брачному ложу. С невесты снимали венок и фату, которые она как символ девичьей чистоты берегла всю жизнь.
Гости продолжали веселье всю ночь: делали и вешали на родительский дом чучело мужчины, так называемого «Юрку», мазали известкой окна домов, где жили рано ушедшие со свадьбы.
На второй день свадьбы невесте ее родня несла завтрак. Гости переодевались в цыган, разных героев, шутили, катали и купали родителей, одаривали их подарками. Как правило, это был самый веселый день свадьбы.
На третий день родители молодых приглашали гостей «на курей». В течение вечера снимали «Юрку», сжигали чучело, веселились у костра. А если свадьба в семье была последняя – на воротах забивался кол.
Кстати
В 2015 году отделом ЗАГС нашего района была выпущена брошюра, в которой собрали не только информацию о традициях кубанской свадьбы, но и уникальные рецепты для застолья.
Свадебный словарик
- Сваты – пожилые, опытные люди, обязательно состоящие в первом браке.
- Сватовство – обряд, который представлял собой предложение женихом руки и сердца своей девушке в присутствии ее родителей.
- Обручение – жених и невеста троекратно целовались и дарили друг другу кольца.
- Пропой – совместное пиршество родни жениха и невесты, следующее за обручением.
- Девичник – вечеринка для подружек невесты накануне свадьбы с обязательным посещением бани.
- Дывэнь – круглый хлеб, в который вставляли три обвитые тестом веточки, соединенные в подобие купола. На него сажали пару голубей, сделанных из теста. Под купол помещали две ложки, связанные красной лентой. Дывэнь украшали ягоды калины – символ непорочности, бумажные цветы, ленты. Готовили этот хлеб только в доме невесты.
- Быки – обязательный атрибут свадебного стола: две бутылки вина, связанные лентами. Быков бережно хранили. Первую бутылку открывали на годовщину свадьбы, вторую – к рождению первенца.
- Шишка – небольшое изделие из пяти-семи полосок тугого сдобного теста, сложенных в пучок и перевязанных полоской теста. Эта булочка выполняла роль пригласительной открытки. Будущие молодожены, приглашая на свадьбу гостей, вручали каждому шишку.