Новости

Чтобы ребенок не стал жертвой буллинга

Метки:


Участники пресс-конференции.
Участники пресс-конференции.

В преддверии учебного года в крае прошла пресс-конференция на актуальную тему.

Детей надо беречь и любить, создавать им такие условия, чтобы они росли в безопасности

Скоро наступит День знаний, дети вернутся в школьные коллективы, и могут возникнуть проблемы в отношениях между сверстниками.

В преддверии учебного года в общественном объединении правоохранительной направленности «Кубань – территория безопасности» состоялась онлайн пресс-конференция по теме «Обеспечение детской безопасности. Профилактика буллинга в подростковой среде». В ней приняли участие сотрудники ГУ МВД России по Краснодарскому краю и представители Общественного совета при ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Затронута была тема, которая на первый взгляд не видна. Она касается больше деструктивного поведения школьников. Это – буллинг и кибербуллинг. В последнее время это явление становится все более распространенным в детских отношениях. Предупредить такие негативные проявления возможно путем обучения несовершеннолетних.

Что такое буллинг?

В начале встречи выступила кризисный психолог, специалист-психолог управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Анна Бзыкова. Она подробно рассказала, что такое буллинг. Это своего рода школьная травля, повторяющаяся ситуация, в которой один ученик или группа намеренно причиняют вред другому ребенку. Существует физическая травля и психологическая. Последняя не так заметна, но она приносит больше вреда. Для того, чтобы разбираться в этом, нужно хорошо понимать, что такое подростковый возраст, почему вчерашние добрые и милые ребята становятся агрессивными. Корни такого поведения кроются в биологических особенностях. В этот период у подростков происходят гормональные изменения, которые отключают способность предугадывать и анализировать ситуацию. Взамен приходит агрессия. Это очень трудный возраст. Взрослеющим детям страшно идти туда, где много непонятного. На этом фоне могут начаться конфликты между подростками, появляются первые признаки буллинга. Чаще проблемы происходят там, где подростка пытаются загнать в определенные рамки, не обращая внимания на какие-то индивидуальные особенности. Происходит своего рода давление на психику. Оно вызывает очень много боли, страха, злости, ярости. Это может привести к созданию ситуации жертва-агрессор.

Семья и школа

Территория школы должна обеспечивать безопасность подросткам. Здесь должны находиться специалисты, прошедшие обучение и способные правильно разбираться в динамике возрастных моментов. Таких педагогов в школах на сегодняшний момент очень мало. Просто работает система: слушай взрослых и делай так, как они говорят. Она лишает возможности выражать свое мнение, в чем-то быть неправым, теряется доверие. Одним словом, существует стандарт и под него подгоняется ребенок. Это неправильный подход. Школа должна быть для детей, а не подгонять ребенка под старую закалку школы. Есть такое понятие – язык поколения. Старая закалка по сути – это несуществующие ценности, несуществующие правила несуществующего социума. Жизнь развивается стремительно, и учитель в своей работе должен учитывать этот факт.

Ситуация, когда подросток сталкивается с тем, что его не видят, не слышат, не понимают, порождает много агрессии и насилия. Среда образовательного учреждения на сегодняшний день уже не безопасна. Несомненно, действия учителей могут помочь предотвратить травму, помочь разъяснить родителям, как им нужно поступить в той или иной ситуации, чтобы не допустить беды. Но не следует выбирать только средства подавления. Необходимо помнить, что агрессия никогда не лечится агрессией.

Если учитель при всех поднимает ученика и начинает обсуждать его слабости, проблемы вместо поддержки, то это уже можно назвать буллингом со стороны учителя. Есть такое понятие, как дидактогенный невроз. Это невроз ученика, который приводит к депрессии. В том случае, когда он сталкивается с жесткостью в отношении учитель-ученик.

С другой стороны – семья. Часто в ней создаются такие условия для ребенка, которые подходят только этой семье. Таким образом, в коллективе ребенок может применять те особенности поведения, которые не вписываются в данный социум. Отсюда может начаться травля, неприятие такого ученика.

Советуют специалисты

Силовые методы здесь неприемлемы: жестокость порождает жестокость. Для этого необходимо создать условия, в которых у детей будут альтернативные способы показывать свой авторитет, выражать свое мнение. Если агрессия не снижается, нужно найти то, что служит спусковым механизмом. Буллер не осознает, какой вред он наносит своими действиями. Причины данного поведения надо искать в его окружении. Взрослым надо выработать стратегию, которая бы помогала подросткам осознавать, какой вред они причиняют. Дисциплинарные методы в этом плане не приносят длительных результатов. Должна быть единая система общения.

Буллинг в детских лагерях

Заместитель директора Всероссийского детского центра «Орленок» Василий Бабак добавил, что специфика травли в детских лагерях намного острее. Если из школы ребенок приходит домой и попадает в другую среду, где он может как-то абстрагироваться, спросить совета родителей, то в лагере он находится круглосуточно и контактирует со своими обидчиками постоянно. Чтобы этого не допустить, вырабатывается целая система. Нужно действовать до того, как определились роли жертва-агрессор. Потом ситуацию изменить будет труднее.

– Мы специально готовим каждого вожатого, чтобы он мог реально оценить моральный климат внутри коллектива и выявить потенциального агрессора и возможную жертву, – поделился Василий Владимирович. – Для этого проводятся специальные занятия с опытными специалистами. Таких специалистов, психологов на сегодняшний день крайне недостаточно в школах. Этой проблеме надо больше уделять внимания, проводить тесты, анкетирование, в ходе которых будет выявлена склонность к агрессии. Обычный педагог даже с 20-летним стажем работы не сможет сразу определить внутреннее состояние ребенка. Для этого необходим специалист, который должен быть в каждой школе.

Как понять, что ребенок оказался объектом травли?

Когда ребенок становится жертвой буллинга, ему больно. Он старается минимизировать контакты с определенными людьми, начинает избегать межличностного общения, плохо ест, спит, появляются вспышки необъяснимого раздражения. Он может и самостоятельно сообщить о своей проблеме. Задача родителей – не оставлять ребенка с этим одного. Самому ему справиться будет тяжело. В первую очередь, следует обратиться к учителю. Может возникнуть ситуация, что он вас не поймет. Следующий шаг – администрация школы, управление образования и т.д. Обязательно нужно дойти до той стадии, когда вас услышат и помогут.

Как определить агрессора?

Есть понятия «здоровая» и «нездоровая» агрессия. Здоровая агрессия в подростковом возрасте способствует тому, чтобы дети могли для себя определять ту территорию, на которой им дальше жить. Первый признак нездоровой агрессии – это присутствие эмпатии, т.е. непонимание того, что другому человеку причиняется дискомфорт. Второй – неумение разграничивать доминирование и лидерство. Необходимо определить, откуда ребенок это все берет, и во время принять меры.

Что делать подростку, если он стал жертвой?

На этот вопрос ответ один: искать помощи у взрослых. Самостоятельно справиться с этим не получится. Агрессор выбирает жертву, исходя из такого понятия, как виктивность – психология поведения жертвы. Когда ребенок считает, что с ним что-то не в порядке, следовательно, он виноват. Такое убеждение влияет на поведение, которое побуждает агрессора.

У жертвы должен быть близкий человек, который его поддержит, поможет найти выход из положения. Это может быть родитель, педагог. Необходимо, чтобы рядом находился человек, с которым тепло. В буллинг идут от холода, жестокости. Терпеть не следует. Это приведет к выученной беспомощности. Агрессор может понять, что прав тот, кто сильнее.

Об ответственности

Здесь все очень индивидуально. Говорить об уголовной ответственности еще рано. Важно сработать на опережение, выработать особый подход. Применяются соответствующие меры, дети ставятся на учет. Им дополнительно уделяется внимание со стороны сотрудников полиции, которым нужно вернуть их на правильный путь.


С баяном неразлучны

В крае продолжается цикл мероприятий, посвященных Году семьи. Так, в марте в главной сокровищнице истории края – музее им. Фелицына – министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина вручила награды и подарки семи кубанским многодетным семьям.

Подробнее

Так вот какая ты, современная «Взрослая школа»!

Вот уже почти два года, как существует наш проект «Взрослая школа». Хотя, точнее будет сказать, не существует, а успешно работает. Он стартовал в качестве эксперимента на базе детской школы искусств станицы Крыловской.

Подробнее

Во славу Рождества Христова

В старинных казачьих костюмах с Вифлеемской звездой в руках, с песнями прошли по некоторым улицам станицы Октябрьской ансамбли народного пения «Завалинка» и фольклорный «Марусенька» детской школы искусств. Они несли благую весть – родился Спаситель мира – Господь Бог наш Иисус Христос.

Подробнее

Музыкальная сказка и сказочная музыка

В канун прошлого Нового года педагоги и учащиеся Крыловской ДШИ презентовали зрителям музыкально-литературную постановку «Метель», которая имела огромный успех у зрителей не только нашего района, но и Краснодара. И поскольку музы не дремлют, на этом не остановились.

Подробнее

Старинные забавы в современном мире

В Домах культуры будут возрождать кубанские фольклорные детские игры В Краснодаре на базе научно-исследовательского центра традиционной народной культуры Кубанского казачьего хора прошел семинар «Практика использования материалов по игровой детской субкультуре в работе культурно-образовательных учреждений».

Подробнее

Все по-взрослому!

Как грантовые проекты разнообразят нашу жизнь Мальчишки и девчонки, а вернее, их родители! Примерно так, немного внезапно и задорно, стартовал полтора года назад проект «Взрослая школа» крыловской детской школы искусств. Вы не поверите, но такое в России – огромнейшая редкость. Наверное, поэтому начинание нашло поддержку у государства.

Подробнее

Художник с одухотворенностью поэта

В ДШИ открылась выставка картин Василия Лазебного Культурная жизнь райцентра не так богата событиями, как, скажем, в Краснодаре, и все же увидеть мир глазами художника можно и у нас. Выставка творческих работ «Моя живопись» Василия Лазебного открылась в концертном зале детской школы искусств станицы Крыловской. Заходите полюбоваться, здесь есть на что посмотреть. Часть работ разместили в детской художественной школе.

Подробнее

Вместе мы творим искусство!

В прошлом году в качестве эксперимента педагогический коллектив Крыловской ДШИ предоставил возможность родителям учащихся почувствовать себя детьми, погружающимися в мир искусства.

Подробнее

Помогают советы, а анекдоты бьют в точку

В конце прошлой недели мы побывали в гостях в ДШИ станицы Крыловской. С коллективом школы искусств, которым руководит Татьяна Калашникова, редакция сотрудничает много лет.

Подробнее

В народных обрядах культура живет

В краевой столице состоялась церемония награждения лауреатов и участников зонального этапа XVII краевого конкурса народных обрядов «Живая культура», посвященного Году педагога и наставника и 85-летию Героя Труда Российской Федерации композитора Виктора Захарченко.

Подробнее