Закончившийся 2021 год был тяжелым для всего нашего народа. И мы очень надеемся, что в 2022-м, объявленном Годом культурного наследия, все невзгоды наши останутся позади. И, дай Бог, чтобы он был самым лучшим для всех нас!
Но искренняя озабоченность всколыхнула мою душу и заставила о многом задуматься, многое вспомнить. Есть особый продукт в нашей жизни – хлеб. Сколько его сейчас можно видеть выброшенным. В таком отношении к хлебу видится посягательство на святые устои нашего общества: справедливость, совесть, гражданственность. Отношение к хлебу во многом определяет нравственную высоту человека.
А потому сегодняшний разговор наш не только о хлебе, но и о жизни.
В старину поделиться хлебом означало поделиться жизнью, а самых дорогих гостей встречали хлебом-солью. Русские люди всегда знали цену хлебу. Знали, каким трудом достается он. А потому берегли как зеницу ока, ни одной крошке не давали пропасть.
Сейчас хлеб так не берегут: целые батоны спускают в мусорные ящики. И в магазинах, где самообслуживание, многие прежде, чем взять булку, с десяток переберут, перещупают… Как это невоспитанно!
Да, сейчас люди стали жить лучше. Копейки не считают. Другое время, другие заботы. И надо ли огород городить из-за недоеденного куска, угодившего в мусорное ведро? Надо! Очень даже надо! И не потому только, что куски эти, сложившись один к одному, превращаются в тонны погибшего хлеба, за которыми бесполезно растраченный человеческий труд. Но и потому, что дело тут в способности стать на государственную, если хотите, позицию.
«Хлеб – всему голова», – говорит старинная русская пословица. Есть хлеб – сыты люди, нет хлеба – голод, беда. Государству всегда нужно иметь запасы хлеба на случай неурожая или войны, хлеб нужен для торговли с другими странами. Как создать изобилие хлеба, как выращивать его больше? Над этим трудились многие поколения. Английский писатель Джонатан Свифт писал: «Тот, кто сумел бы вырастить два колоска там, где прежде рос один, две травинки, где прежде росла одна, заслужил бы благодарность всего человечества». Теперь у нас научились выращивать золотые колосья пшеницы там, где были пустынные земли. Но как изменилось отношение к хлебу и ценностям жизни?
Вдовья и сиротская краюха хлеба была горькой. Потому на всю жизнь мне запомнились добрые мамины уроки, связанные с хлебом. Очень трудно мне говорить о них в прошедшем времени. Они учили делать людям добро, верить в лучшее, переносить трудности жизни, любить Родину, беречь спасенную землю, ценить мгновения жизни.
Случалось, уронишь кусочек хлеба, мама скажет:
– Поцелуй, доченька, этот кусочек.
– Зачем?
– Чтобы он не обиделся на нас, не прогневался, не убежал от тебя. Дружи с ним, уважай его…
Хлеб представал в образе богатыря, дающего силу человеку. Бывало, достанет мама из печи буханку, положит на льняную белую скатерть и ножом начертит крестик на свежей корочке, чтоб угодить хлебу, чтоб он нас не покинул…
Но он часто «подавался в бега», нам его так не хватало! Чтобы хлеба испечь побольше, добавляли в тесто мякину, лебеду, гнилую картошку… Не пропекался тот хлеб. Серый, колючий стоял он в горле комом. А мы такие маленькие (нас было пятеро) сидели со слезами то ли от радости, то ли от горя и ждали, затаив дыхание, когда же мама разрежет эту булку. Мама режет на маленькие кусочки:
– А это оставим на завтра, – говорит она.
– Мама, завтра так далеко! Давай мы пойдем в поле и соберем много всего, и ты испечешь нам большую булку, – а сами уже и плакать не можем – нет сил…
Помню, как прижимаю к себе этот маленький кусочек хлеба, чтобы согреться и поблагодарить маму.
Было ведь такое? Было!
С тех пор в нашей семье сохранилось уважительное отношение к хлебу, такое, как описано в песне «Баллада о хлебе». Остались и связанные с хлебом традиции.
Раньше хлеб резал самый уважаемый член семьи: отец, мать, старший из детей. Делалось это старательно, прислонив хлеб к груди, всегда стоя с сосредоточенностью на лице. Крошки собирались в ладонь.
Хлеб брали только чистыми руками. Никогда не носили в одной сумке с другими продуктами, не завернув его отдельно.
Белый и черный хлеб хранили отдельно, чтоб ароматы их не смешивались.
Брали хлеб только руками, вилкой – никогда. Не кусали, а отламывали по маленькому кусочку, чтоб удобно положить в рот.
Никакая глыба золота не заменит краюшку хлеба. И по сей день в нашем доме такое к нему отношение:
Я славлю хлеб, молюсь зерну…
Узнайте цену корки хлеба у тех, кто пережил войну.
Я – дитя войны. Вспоминать об этом больно, но нужно: без памяти о прошлом не может быть настоящего.
Поэт Григорий Люшнин, переживший ужасы и голод фашистского концлагеря, тайком от своих мучителей в лагере написал стихи:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу,
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой,под бомбежку.
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Сейчас небрежное отношение к хлебу могут позволить себе не только дети, которые еще понимают немного, но и люди, давно вышедшие из младенческого возраста. Положа руку на сердце, кто из нас может сказать, что никогда не выбрасывал зачерствевшую корку хлеба? Наверное, можно успокоить себя тем, что цена этой зачерствевшей корочке – полкопейки, а может и меньше, ни я, ни государство от этого не разбогатеет и не обеднеет…
Примитивное оправдание. Цена хлеба не материальна, она нравственная. Бросить хлеб в мусор – все равно, что обидеть беззащитного ребенка. Никаких оправданий или отговорок быть здесь не может.
И никогда не стоит хвастать тем, что у тебя хлеба вдоволь. Это не твоя заслуга. Это заслуга нескольких поколений. Это результат работы всего государства. И если у тебя хлеб есть сейчас, живи так, чтобы он был всегда у твоих детей на твоей земле.
В. Тарасова, ветеран педагогического труда.
«Баллада о хлебе»
На весенней заре
Воздух свежий и синий.
Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его
Первый раз на поля.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Сын пошел, пошагал
По отцовскому следу,
Но война началась –
Боль огня и свинца.
В годы бед и потерь,
Добывая победу,
Нес боец по земле
Завещанье отца.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Но случилась беда
На земле незнакомой
Был он ранен в бою
По холодной зиме.
Пайку хлеба свою
Передал он другому,
А домой написал
В треугольном письме.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
На весенней заре
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Гул моторов и шум.
У родного крыльца
Сын погибшего сына
Говорил на заре
Своему малышу…
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
В. Балачан.
Рецепты от Валентины Ивановны
Это домашние рецепты из маминых уроков сохранения хлеба и продления его жизни. Может, и вам они пригодятся.
Обычные гренки
Черствый белый хлеб без корочек надо нарезать кубиками в сантиметр толщиной, посыпать тертым сыром и сбрызнуть маслом, поставить в духовой шкаф и слегка запечь.
Острые гренки
Ломтики пшеничного хлеба без корочек слегка обжарить на сливочном масле с одной стороны. Другую сторону покрывают смесью тертого сыра, томатной пасты, желтка и острого красного перца. Запекают в духовом шкафу.
Как вернуть свежесть хлебу
Известный способ: взбрызнуть хлеб водой и поместить его ненадолго в разогретый духовой шкаф. Но этот способ подходит не для всех видов хлеба. Лучше делать так: хлеб положить в горшочек или кастрюльку, которую в свою очередь на подставке поместить в большую емкость с водой. Накрыть крышкой и поставить на огонь, пока не услышите запаха свежего хлеба. Хлеб будет пышный, как только из печи.