Всего за два месяца с начала этого года жители нашего района перевели на счета неизвестных собеседников более 1,5 миллиона рублей. Тема дистанционных мошенничеств становится все более актуальной, а способы совершения этих преступлений – все более изощренными.
О том, какие именно преступления были совершены, как граждане попадают в ловушки мошенников, и на какие ухищрения идут преступники, мы поговорили с начальником ОМВД России по Крыловскому району полковником полиции Романом Лесничим.
– Роман Николаевич, какие виды дистанционного мошенничества сейчас в нашем районе встречаются чаще всего?
– За два месяца текущего года на территории Крыловского района было зафиксировано 15 преступлений, связанных с кражами с банковских счетов и мошенничествами с помощью интернета. На сегодня распространены мошенничества посредством телефонных звонков с номеров с кодами 8800, 499 и 495, которые граждане воспринимают как горячие линии банков. Злоумышленники сообщают, что являются сотрудниками службы безопасности банков, и что с вашего счета произошло несанкционированное списание денежных средств, либо говорят, что карта заблокирована. Просят назвать реквизиты карты, пароли, CVC-коды доступа, пришедшие по СМС. Так они получают полный доступ к счету и похищают денежные средства.
Мы постоянно напоминаем, что ни в коем случае нельзя выполнять какие-либо манипуляции с использованием информации о своих картах и счетах под диктовку неизвестных лиц по телефону, но статистика говорит о том, что слышат нас далеко не все.
– Коль речь зашла о статистике, есть ли данные по возрасту и полу жертв аферистов? Кто чаще становится пострадавшим?
– Если говорить о половой принадлежности, то, к сожалению, жертвами мошенников становятся как мужчины, так и женщины. Соотношение составляет примерно 60 на 40%. По возрастной структуре можно было бы ожидать, что старшее поколение окажется в группе риска. Однако отмечается такая тенденция: у пенсионеров, которые зачастую имеют одну социальную карту для выплаты пенсий, суммы ущерба значительно меньше. Риски сместились в сторону людей в возрасте от 30 до 50 лет. Они более активно пользуются новыми технологиями, имеют личные кабинеты в банковских системах, совершают покупки в интернет-магазинах, зачастую у них несколько банковских карт.
– В чем сложность борьбы с дистанционными мошенничествами?
– Их количество неуклонно растет, как мы уже отметили в начале. Противоправные деяния совершаются с использованием большого количества сим-карт и телефонов. При этом мошенниками используются различные платежные системы. Они свободно могут действовать с территории других регионов. Будучи хорошими психологами, в телефонной беседе под различными предлогами уговаривают людей перевести деньги с их банковских карт на счет некоего абонентского номера через те или иные платежные системы. К сожалению, основной причиной распространенности дистанционного мошенничества по-прежнему остается доверчивость граждан.
– Как часто удается раскрывать такие преступления?
– Таких случаев немного. Из раскрытых преступлений можно привести такой пример: житель района обратился за помощью в полицию по поводу того, что с его счета «ушло» 20 тысяч рублей. В ходе расследования выяснилось, что потерпевший просил своего зятя установить ему на телефон приложение «мобильный банк». А зять, получив доступ к счету тестя, впоследствии перевел 20 тысяч на карту своей супруги.
– Есть действенный рецепт, чтобы обезопасить себя?
– Есть элементарные и разумные правила. Нужно их помнить и соблюдать. Из банка никогда не будут звонить или писать клиенту с простого «длинного» номера. Если у вас действительно возникнет проблема с картой, вас пригласят в ближайшее отделение банка и уж точно не будут советовать по телефону перевести все деньги на неизвестный вам счет. Кроме того, банк в тексте сообщения всегда указывает первые и последние четыре цифры номера вашей карты. Мошенники номеров карт не пишут, потому что они их просто не знают.
Никогда не храните свои банковские карточки вместе с пин-кодами, рядом с телефоном, в записной книжке которого этот пин-код сохранен. Если же вы потеряли банковскую карту или телефон, сразу обращайтесь в отделение банка и ближайший салон сотовой связи.
Ни в коем случае не общайтесь по телефону с неизвестными людьми и даже не слушайте, что они вам говорят. А карту, например, всегда можно проверить в ближайшем банкомате или просто позвонить по бесплатному номеру на ее обратной стороне.
Мошенники хорошо знакомы с психологией людей, они очень убедительны, речь быстрая и четкая, поэтому будьте бдительны и не переоценивайте свой жизненный опыт.
Если же вы все-таки стали жертвой мошенников, незамедлительно звоните в дежурную часть по телефонам: 02, 31-2-02.