«Дочь собралась получать права. Хочет учиться в городе, потому что, как она считает, там больше автошкол и стоимость обучения будет ниже, главное – водительское удостоверение получить. Мы ей пытаемся доказать, что важно не только права получить, важно научиться. А еще: если у автошколы не все в порядке с документами, не отразится ли это на получении прав?» – такой вопрос мы получили от жительницы Крыловской и попросили ответить на него госинспектора Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД (по обслуживанию Павловского, Крыловского и Кущевского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю Сергея Полякова:
– На самом деле, практика показывает, что нередко будущие водители идут на обучение не столько для выработки навыков безопасного вождения, – говорит Сергей Валентинович, – сколько для получения водительского удостоверения. Это приводит к тому, что недобросовестные автошколы делают акцент на успешную сдачу экзаменов, исключая из программы подготовки то, что не будет проверяться автоинспекторами на экзамене. Есть проблемы, связанные с проведением обучения в местах, для этого не предназначенных, потому что у автошколы нет своей базы. Снизить риски нарушений со стороны образовательных заведений призваны вступившие в силу 7 апреля 2019 года приказы МВД России от 4 февраля 2018 года №49 и №50, утверждающие порядок согласования основных программ обучения водителей и выдачи заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы образовательных организаций.
В то же время на сегодняшний день МВД России не наделено полномочиями по дальнейшему контролю за соблюдением автошколами условий ведения образовательной деятельности. Сейчас нормативно-правовые акты только разрабатываются.
Желающие получить водительские удостоверения должны помнить: если становится известно о том, что у конкретной автошколы не было лицензии в тот период, когда кандидат в водители проходил там профобучение, его не допускают до экзамена в ГИБДД. Данная норма определена подпунктом «з» пункта 23 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года №1097, и вступила в силу 1 января 2020 года.
Для снижения рисков обращения за услугами обучения в недобросовестную автошколу на официальном сайте Госавтоинспекции (www.гибдд.рф) реализован сервис «Автошколы» с информацией о наличии у той или иной автошколы заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям и согласованных с Госавтоинспекцией программ подготовки водителей транспортных средств. Поэтому, выбирая автошколу, очень рекомендуем проверить ее на сайте ГИБДД, а еще обязательно обратить внимание на ее материально-техническую базу и то, как в ней проводится обучение.
Кстати
Много ли нарушают новички?
Согласно статистике по стране, которой поделились с нами в ОГИБДД ОМВД России по Крыловскому району, за последние пять лет количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине начинающих водителей (со стажем управления до двух лет), сократилось на 31 % – с 14 473 до 10 034. Теперь доля таких аварий от общего количества ДТП составляет 6,8 %.
В основном виновниками происшествий на дорогах становятся новички, управляющие легковым транспортом. По их вине в минувшем году совершено 9394 аварии, в которых погибли 796 и ранены 13 402 человека. Из-за начинающих водителей грузового транспорта было совершено 281 ДТП, в которых погибли 27 и ранены 362 человека. По вине молодых владельцев мототранспортных средств – 207 происшествий, в которых погибли 14 и ранены 236 человек. Водители автобусов допустили ошибки 98 раз. Их непрофессионализм стал причиной двух смертей и ранений 133 человек.
Подготовила М. Любченко.