Новости

Бойся быть проглоченным – хикикомори…


Бойся быть проглоченным - хикикомори…
“Рисунок преподавателя Крыловской ДХШ Павла Петрова.”

Нельзя прятаться от проблем в виртуальном мире

Всемирная организации здравоохранения включила зависимость от видеоигр в 11-е издание Международной классификации болезней.

В документе сказано, что игровое расстройство является определенной моделью поведения, при которой игре отдается предпочтение перед другими видами деятельности. Указывается, что соответствующий диагноз может быть поставлен лицу, которое в течение периода не менее одного года демонстрирует такое поведение, которое влечет за собой нарушения в социальной, семейной и личной жизни. Разработка документа велась более 10 лет, в него вошли свыше 55 тысяч различных заболеваний, расстройств и травм.

Итак, официально признано, что зависимость от компьютерных игр есть и это болезнь. Тогда получается, что исследованиям про «пользу от компьютерных игр», которые проводили специалисты всех стран мира, пришел полный крах? С этим вопросом мы обратились к врачу психиатру-наркологу Алексею Каменеву:

– Нет, это не крах исследований о пользе компьютерных игр. Переведу в бытовую плоскость. Регулярно появляются сообщения, например, что красное вино очень полезно для лиц после 40 лет, поскольку снижает риск атеросклероза. И это – правда, только всегда есть оговорка, сколько нужно вина употреблять. Если его пить по несколько бутылок в день, то вреда будет больше, чем пользы.

Все знают, что содержащиеся в пиве продукты брожения зерновых культур содержат огромное количество витамина B, но никто не будет назначать ребенку пиво в качестве лекарства. У нас самая главная проблема в том, что наше общество угрозы со стороны компьютера не видит. Спросите любую озабоченную мамочку: «Можно ли ребенку дать в руки электропилу?». Она скажет: «Нет, ребенок может не удержать ее и пораниться». Но почему-то такой настороженности к компьютеру нет, а взрослому дядьке так вообще можно дать в руки и электропилу, и компьютер. Вот в чем дело. Проблема в том, что компьютер был и остается инструментом. А инструмент может содержать в себе как пользу, так и вред. Естественно, прежде чем мы даем этот инструмент в руки человеку, его надо подготовить к использованию этого инструмента. Если человек пользуется им правильно, то это идет во благо человеку и человечеству. А если он пользуется им неправильно – соответственно, во вред.

От любой зависимости вылечиться очень трудно: можно вывести человека в ремиссию. Но сказать, что вот он совершенно здоров, невозможно. Он будет относиться к группе повышенного риска рецидива, но жить вполне обычной человеческой жизнью – это реально. Как говорят, бывших наркоманов не бывает.

Сама зависимость появилась относительно недавно. Первые сообщения о зависимости от компьютера и связанных с ним феноменов поступили в 1987-1988 годы из США. В классической психиатрии, конца 19-начала 20 века, конечно, никто не мог об этом говорить. Было описано родственное состояние: зависимость от азартных игр – гэмблинг. Она существует уже очень давно.

То, что ВОЗ признал игровую зависимость болезнью, не новость, но несколько дней назад заявили о завершении работы над одиннадцатым пересмотром Международной классификации болезней. Туда попала даже не совсем игровая зависимость, а конкретно зависимость от видеоигр. Это произошло не за один день, это обсуждалось уже давным-давно на уровне мирового врачебного сообщества. Просто сейчас полную версию Международной классификации болезней обнародовали.

Это клиническая реальность на сегодня: зависимость от видеоигр очень актуальная проблема человечества. Заболевание называется «зависимость от видеоигр» и находится в рубрике «Зависимости и иные поведенческие расстройства, связанные с зависимостью».

Специалисты в области здравоохранения давно признали, что зависимость от игр может иметь серьезные последствия для здоровья. У большинства людей, которые играют в видеоигры, нет расстройства, так же как и у большинства людей, умеренно употребляющих алкоголь. Однако при определенных обстоятельствах чрезмерное увлечение может привести к неблагоприятным последствиям.

Стоит заметить, что оценки числа людей, страдающих игровым расстройством, сегодня сильно разнятся. Оксфордские ученые, например, выяснили, что только 0,3-1 процент людей из 19 тысяч опрошенных в Великобритании, США, Канаде и Германии могут иметь зависимость от интернет-игр. Около 2-3 процентов участников исследования испытывали не менее пяти симптомов расстройства, описанных Американской психиатрической ассоциацией.

Исследование компании ESET показало, что из 500 геймеров около 10 процентов проводят за видеоиграми от 12 до 24 часов в сутки. При этом эффект, оказываемый компьютерными играми на психику людей, до конца не ясен. В то время как работы одних ученых говорят о положительном эффекте, например об улучшении когнитивных способностей у пожилых людей, другие свидетельствуют о негативных последствиях, например, о существенном повышении склонности студентов колледжей к самоубийству. Но тут надо отметить, что пожилые по разным причинам не сидят за компьютерами часами (им это трудно в силу возрастных особенностей организма), а молодежь может «зависать» сутками. Многие пытаются спрятаться в виртуальном мире от проблем, с которыми сталкиваются в жизни. Хотя, не совсем точно определение «прячутся» – скорее пытаются найти там то, чего не хватает в реальной жизни. Порой это замена внимания (например, со стороны родителей), которого так не хватает, понимания со стороны учителей, сверстников. Там, в виртуальном мире, можно почувствовать себя свободнее, там никто не видит твоих промахов и ошибок, поэтому комплексы отступают, неуверенность растворяется, и можно почувствовать себя таким, каким ты хочешь быть на самом деле.

Прятаться в виртуальном мире от одиночества и проблем проще, чем решать их в реальном мире, а люди, к сожалению, предпочитают более простые пути решения проблемы. Это не правильно, но мы любим заниматься самообманом.

О. Леонова.

Это очень интересно!

Согласно данным отчета, опубликованного правительством Японии, более полумиллиона молодых японцев (а по некоторым данным, 700 тысяч) являются добровольными затворниками. Это явление получило название «хикикомори». Японское Министерство здравоохранения, труда и благосостояния определяет хикикомори как лиц, не покидающих свой дом и изолирующих себя от семьи и общества более 6 месяцев. Из 541 тысячи людей от 15 до 39 лет, подходящих под это описание, 34% провели семь или более лет в полной самоизоляции. Еще 29% ведут отшельническую жизнь от 3 до 5 лет.

Хикикомори – это отшельники в современном обществе. Они разрывают все социальные контакты в реальном мире и полностью уходят в себя или виртуальную реальность. В переводе с японского языка хикикомори – это «отрываться», «устраняться», «отходить», «оказываться в заключении», но в последнее время все чаще под ним понимают острую социальную самоизоляцию, в которую добровольно отправляются подростки и юноши по всему миру и гуляют по просторам Интернета. Есть хикикомори и в России.

Предыдущий материал
Следующий материал