Взрослеющие дети становятся со временем все более похожими на своих родителей: они принимают систему семейных ценностей и даже их жизненные сценарии напоминают родительские. А пока перешагнувший порог детства ребенок неизбежно требует пересмотра взаимоотношений. Как ни печально, но нередко именно неготовность родителей пойти навстречу подростку становится причиной серьезного эмоционального кризиса и препятствием для становления его «Я». О том, что надо обязательно учитывать родителям, строя отношения с детьми, нам рассказала главный специалист отдела по вопросам семьи и детства администрации района Лилия Юрьевна Иванова:
– Одной из главных особенностей подросткового и юношеского возраста является стремление к самостоятельности. Это проявляется в первую очередь в попытке освободиться от излишней опеки и добиться хотя бы относительной независимости. Подросток пытается отстоять право на собственные идеи, мнения и суждения, отличающиеся от родительских. И именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит и вероятность возникновения проблемного поведения у ребенка. Психологи выделяют четыре основных стиля родительского поведения. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.
Безразличный тип семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению.
При либеральном типе уровень контроля тоже низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, и, как следствие, в юношеском возрасте дети склонны к непослушанию, к игнорированию норм и правил, принятых в обществе.
Если в семье принят авторитарный тип, то воспитание – это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители устанавливают жесткие требования и правила, а эмоциональной привязанности к детям не демонстрируют. В результате ребенок может быть либо пассивным и зависимым, либо неуправляемым и агрессивным. И в любом случае будет присутствовать ощущение психологического неблагополучия.
Авторитетное воспитание предполагает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. В разумных пределах могут изменять свои требования. Дети вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными.
Уважаемые взрослые, исходя из сказанного попытайтесь проанализировать ваши отношения с ребенком. Скорее всего, именно в привычном стиле ваших взаимоотношений и кроются корни многих проблем.
Попробуйте изменить свое поведение, и вы увидите результат. Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. Припомните, как часто вы говорите: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь баловаться (грубить, не выучишь уроки)” – так вы даете понять ребенку, что его принимают условно, что его любят за что-то. А ведь каждому человеку важно знать, что его любят не за что-то, а просто так, просто за то, что он есть!
Давайте сыну или дочери понять, что они вам дороги, нужны, важны. Проявляйте это в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях. Чаще говорите: как хорошо, что ты у меня есть; я рада тебя видеть; какой ты у меня хороший; я горжусь тобой… Ведь психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому одна из фундаментальных человеческих потребностей.
Если вы любите своего ребенка, постарайтесь придерживаться этих правил: можно выражать свое недовольство отдельными действиями, но не ребенком в целом; можно осуждать действия, но не чувства; недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его; лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, а не делая ему плохое; не сравнивайте ребенка с другими детьми.
У Бенджамина Спока есть очень хорошие слова: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививали.»
Записала М. Любченко.