Новости

Каким станет ребенок, вы определяете сами

Метки:


Взрослеющие дети становятся со временем все более похожими на своих родителей: они принимают систему семейных ценностей и даже их жизненные сценарии напоминают родительские. А пока перешагнувший порог детства ребенок неизбежно требует пересмотра взаимоотношений. Как ни печально, но нередко именно неготовность родителей пойти навстречу подростку становится причиной серьезного эмоционального кризиса и препятствием для становления его «Я». О том, что надо обязательно учитывать родителям, строя отношения с детьми, нам рассказала главный специалист отдела по вопросам семьи и детства администрации района Лилия Юрьевна Иванова:

– Одной из главных особенностей подросткового и юношеского возраста является стремление к самостоятельности. Это проявляется в первую очередь в попытке освободиться от излишней опеки и добиться хотя бы относительной независимости. Подросток пытается отстоять право на собственные идеи, мнения и суждения, отличающиеся от родительских. И именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит и вероятность возникновения проблемного поведения у ребенка. Психологи выделяют четыре основных стиля родительского поведения. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.

Безразличный тип семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению.

При либеральном типе уровень контроля тоже низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, и, как следствие, в юношеском возрасте дети склонны к непослушанию, к игнорированию норм и правил, принятых в обществе.

Если в семье принят авторитарный тип, то воспитание – это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители устанавливают жесткие требования и правила, а эмоциональной привязанности к детям не демонстрируют. В результате ребенок может быть либо пассивным и зависимым, либо неуправляемым и агрессивным. И в любом случае будет присутствовать ощущение психологического неблагополучия.

Авторитетное воспитание предполагает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. В разумных пределах могут изменять свои требования. Дети вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными.

Уважаемые взрослые, исходя из сказанного попытайтесь проанализировать ваши отношения с ребенком. Скорее всего, именно в привычном стиле ваших взаимоотношений и кроются корни многих проблем.

Попробуйте изменить свое поведение, и вы увидите результат. Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. Припомните, как часто вы говорите: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь баловаться (грубить, не выучишь уроки)” – так вы даете понять ребенку, что его принимают условно, что его любят за что-то. А ведь каждому человеку важно знать, что его любят не за что-то, а просто так, просто за то, что он есть!

Давайте сыну или дочери понять, что они вам дороги, нужны, важны. Проявляйте это в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях. Чаще говорите: как хорошо, что ты у меня есть; я рада тебя видеть; какой ты у меня хороший; я горжусь тобой… Ведь психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому одна из фундаментальных человеческих потребностей.

Если вы любите своего ребенка, постарайтесь придерживаться этих правил: можно выражать свое недовольство отдельными действиями, но не ребенком в целом; можно осуждать действия, но не чувства; недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его; лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, а не делая ему плохое; не сравнивайте ребенка с другими детьми.

У Бенджамина Спока есть очень хорошие слова: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививали.»

Записала М. Любченко.


Учеба + воспитание

Новые векторы в системе воспитания обсудили на краевом августовском совещании советники директоров по воспитанию.

Подробнее

Когда дома ждут любимые, все задачи по плечу

«Если в семье царит мир, любовь и взаимопонимание, то на службе будут решаться любые дела и задачи, даже самые сложные!» – уверен Алексей Портнов.

Подробнее

«Нужно ли учить ребенка играть?»

Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось, что это далеко не так – очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители жалуются на то, что игрушки быстро надоедают малышам, они не знают, чем себя занять.

Подробнее

Айда в мини-музей!

Есть такое понятие – музейная педагогика. Что оно означает? А то, что музейные экспозиции для нас, взрослых, – настоящие помощники в решении воспитания культурной личности ребенка, помогающий заложить нравственные основы. В условиях детского сада, конечно, нельзя создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Но можно устраивать «мини-музеи».

Подробнее

«Дружат дети всей земли»

Работа по воспитанию толерантности у детей в детских садах ведется постоянно, и наш детский сад «Светлячок» не исключение. В очередной раз он гостеприимно распахнул свои двери, встречая ребят из школы-интерната станицы Крыловской с театрализованной постановкой «Кошкин дом» в рамках тематической недели «Планета толерантности».

Подробнее

«Бойтесь убивающих душу…»

Есть такая восточная мудрость: «Счастье – это умение петь свою песню, не обращая внимания на то, кто ее слушает, и на то, что он о ней думает». Это и вправду счастье, потому что некая часть людей не может проявить свои дарования из-за того, что боятся быть неправильно понятыми. В обществе бытуют стереотипы, которые в силу разных причин имеют над нами власть. Есть стереотипы мышления ложные и опасные.

Подробнее

Они познают окружающий мир

– Наша жизнь так мчится, что порой мы за ней не успеваем. Я предлагаю остановиться и оглянуться вокруг – рядом растут дети, порою обделенные нашим вниманием, раздражающие нас своим поведением, капризами, требующие от нас каких-то немыслимых игрушек, планшетов, компьютеров, – рассказывает воспитатель детсада № 5 Г. Усольцева.

Подробнее

Если бабушка против

Чаще всего о будущем усыновлении родственникам и близким друзьям сообщают заранее. И заранее готовятся к неоднозначной реакции. Лишь за редким исключением можно встретить распростертые объятия и бурную радость. Так может просто поставить родственников перед фактом — и все? Можно и так, однако предстоящий тяжелый разговор имеет очень большую практическую пользу. Во-первых, родные говорят вслух то, о чем будут думать многие окружающие. Во-вторых, близкие люди довольно часто озвучивают наши собственные страхи.

Подробнее

Какие игрушки нужны детям

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.

Подробнее

Как приобщить ребенка к истинной радости

Есть притча о том, как Бог искал себе место пребывания в своем мироздании и нашел сердце самым лучшим для этого местом и поселился в нем. Но можно ли сказать, что Бог живет в человеке, если он жесток, завистлив, жаден? Если человек подвержен влиянию стольких разрушительных страстей? Придется нам огорчиться, и нет повода для самоуспокоения: современный человек, так же как и его предки, имеет Бога в душе только тогда, когда его туда призывает.

Подробнее