Новости

О чем молчат экспонаты

Метки:


Еще в феврале 2002 года, житель Крыловской Михаил Никитович Сиднин преподнес в дар Крыловскому музею казачью форму. Как рассказали сотрудники нашего музея, к ним на днях приезжали журналисты из Краснодара, чтобы сфотографировать этот музейный экспонат, потому что, оказывается, далеко не в каждом станичном кубанском музее есть казачья форма. Причем и рассказать о ней работники музея могут очень интересно.

Показатель достатка и удали

Для казаков одежда была показателем не только достатка, но и удали. Богатые казаки щеголяли в дорогих мехах, шелке, бархате, надевали драгоценные пояса. Бедные покупали батист, ситец, сатин и носили домотканую одежду. Однако практически все население кубанских станиц занималось прядением и носило одежду бельевую и нательную из ткани домашнего производства. Шерстяная и полушерстяная ткань шла на изготовление верхней одежды. Ткали и пряли казачки до середины 20 века.
Основой мужского казачьего костюма были: рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубахи шились длиной почти до колен с прямыми рукавами (тип украинской рубахи). К началу 20 века стали появляться рубахи с талейкой (кокеткой) и косоворотки (влияние России). Обычно казаки носили рубахи по-украински – заправленные в штаны, однако старообрядцы носили рубахи на выпуск и обязательно подпоясавшись. Поясом служил узкий кавказский ремешок с серебряным набором и наконечником. Только старики могли ходить по дому и работать в поле без пояса. Рубаха с поясом была единственной одеждой у мальчиков 5-7 лет. Казачьи штаны-шаровары шили из сукна и холста. Во второй половине 19 века распространился обычай носить бельевую одежду (рубаху и штаны) – исподнее.

Казак мог пропить все, но только не крест, шапку и шашку

Форменный казачий костюм включал в себя бешмет, черкеску, бурку, кубанку (папаху). Папаху или фуражку казаки носили, сдвинув на правую сторону, чтобы слева был виден чуб. Бешмет надевался на нательную рубаху, шили его из разнообразных покупных тканей ярких цветов, длиной ниже бедер, застежка была спереди, воротник высокий стоячий, длинный узкий рукав на манжете. На бешмет надевалась черкеска, покрой заимствован у кавказских горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди. Рукава делали широкими к низу, с цветными отворотами. На груди нашивались газыри, служившие украшениями. Казачья черкеска шилась из фабричного сукна установленного тона: синего, серого, черного – в зависимости от рода войск. Бурка шилась в виде длинной и широкой накидки из толстого ворсистого домашнего сукна с застежкой у горла. Зимней одеждой служили длинные прямоспинные шубы – кожухи, расходящиеся к низу колоколом, без застежки, с глубоким запахом и небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин (тип украинский). Зажиточные казаки носили шубы из сукна, на енотовом меху – они были очень дорогие.
Головными уборами казаков были меховые шапки-папахи из овчины, а у богатых – из каракуля. В 19 веке они были высокими, с суконным верхом и кантом по цвету полка, в котором служили. В 20 веке стали шить низкие шапки-кубанки. Рабочей обувью для всех служили башмаки из сыромятной кожи с пришивной подошвой. Их называли по-разному: башмаки, ходаки, черевики, чувяки, ноговицы. Военная обувь – сапоги из хромовой или шагреневой кожи. В начале XX века распространилась мода на лаковые сапоги.

Шаровары шили с широкой ластовицей, как у скифов, для удобства при верховой езде, обязательно на шнурке (учкуре), так как застежки из пуговиц и шнурков не выдерживали джигитовки. Для домашних летних работ в жару носили шаровары из холста.

Одежда кубанских казаков сформировалась из различных элементов, принесенных переселявшимися сюда различными русскими и украинскими группами населения.
Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку. Сбитая с головы шапка была вызовом на поединок. Шапку убитого казака клали дома на полочку перед иконой: защита семьи поручалась Богу.

Особую роль шапка играла и при выборе атамана. Как только его выбирали, он торжественно надевал шапку, а все казаки снимали их, признавая над собой его волю.
Первые лампасы можно было обнаружить на одежде половцев и скифов. Кубанские казаки их не носили, но другие казачьи войска различались по их цвету. У донских казаков лампасы были красными. Есть такая легенда, что царь присылал казакам за службу жалование в виде оружия, хлеба и сукна красного и синего цвета. Однажды привезли синего сукна в достаточном количестве, а красного – мало. Казачий круг решил делить все поровну, и красного сукна досталось каждому по ленточке.

На казачке – зипун, кохта, шлычка…

В основу женского костюма входило: сорочка, юбка, зипун, кохта, шлычка (платок). Почти до 30-х годов 20 века рубаха была основной одеждой казачек. В рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы. Юбки шили из покупных материалов. Они были широкими. Холщовые юбки носили в качестве нижних юбок по две-три штуки. Передник не был у кубанских женщин обязательной частью костюма. Его надевали для работы. Сорочки были различных фасонов и имели разные названия: кирасы, гусарки, гейши, капот. Старинной верхней зимней одеждой были: зипун и кохта. Головной убор – шлычка. Она состояла из круглого донца, надевалась на пучок и застегивалась шнурком. В начале 20 века появились чепчики, наколки, фальшонки, Зимой казачки носили платки. Девушки летом могли ходить без головного убора, со спущенной на спину косой, перевязанной лентой, украшенной венками. Рабочей обувью были: чирики, башмаки, черевики, чувяки, сапоги. В начале 20 века праздничной обувью были фабричные туфли, полусапожки.

Времена изменились и жители Кубани в повседневной жизни одеваются как все. Но у каждой нации, у каждого народа сохранились свои традиции, как у казаков казачий костюм. Так давайте же относиться к истории своих предков с уважением.

Подготовила О. Подобная.


Открываем свой район

Осенние каникулы были познавательными для учеников первого и третьего классов школы № 9 станицы Новосергиевской. Вместе с советником по воспитательной работе, классным руководителем первого класса О.В. Конченковой и классным руководителем третьего класса А.В. Луценко ребята посетили мемориальный музей Ю.В. Кондратюка в станице Октябрьской.

Подробнее

Приобщайся к культуре с «Пушкинской картой»!

С 1 сентября прошлого года в России запустили проект «Пушкинская карта». Он призван повысить доступность культурных организаций для молодежи. Инициатором проекта стал Президент В.В. Путин, а реализуют программу Министерство культуры, Министерство цифрового развития и Почта Банк.

Подробнее

Благородство и мудрость седин – в пример юным!

Библиотекари МКУК «Крыловская межпоселенческая библиотека» совместно с работниками ГБУСО «Крыловский КЦСОН» и исторического музея ст. Крыловской провели для людей элегантного возраста вечер отдыха «Благородство и мудрость седин».

Подробнее

День района – 2022

Фотоальбом с Дня района – 2022

Подробнее

«Люблю всем сердцем эту землю!»

Год культурного наследия народов России, 85-летие Краснодарского края и 230-летие со дня начала освоения Кубанских земель Черноморскими казаками, 80-летие Кущевской атаки и День кино в России – все эти события нашли отражение в праздновании 88-летия Крыловского района. Их сюжетные линии причудливо переплелись, создав общую картину столь значимого для жителей района дня.

Подробнее

Богата Россия историческими памятниками, дивной природой и святыми!

Путешествия – это всегда море положительных ярких эмоций, новых неповторимых открытий и незабываемых впечатлений, которые остаются с тобой навсегда. Любят ли путешествовать крыловчане, каким маршрутам отдают предпочтение, об этом несколько наших землячек нам и рассказали.

Подробнее

Песни моей души: от джаза до казачьих

Отметить свой праздник так, чтобы он стал подарком для всех гостей, – это талант. Если тебе это дано, то путь твой лежит в культуру – она твое призвание.

Подробнее

Работы Никаса Сафронова украшают музеи мира

Две группы учащихся (каждая по 13 человек) Крыловской детской художественной школы под руководством педагогов Е.Д. Луговской, С.С. Бегджанян, В.С. Кривопаловой и В.В. Лазебного побывали недавно в городе Краснодаре. Детей возили в краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко на выставку народного художника России Никаса Сафронова.

Подробнее

Штурман космических трасс

Имя Юрия Васильевича (настоящее имя – Александр Игнатьевич Шаргей) стоит в одном ряду с именами основоположников космонавтики – К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Н.А. Рынина. Судьба этого Человека с большой буквы, соединившего в себе руки и сердце рабочего с гениальным умом ученого, удивительна и тесным образом связана с Кубанью.

Подробнее

«С малой Родины моей начинается Россия»

Сотрудниками Октябрьской поселенческой библиотеки была подготовлена программа для посетителей под названием «С малой Родины моей начинается Россия».

Подробнее