Творчество

В памяти навсегда

Метки: |


Всякий раз накануне Дня Победы мысленно возвращаюсь в детство, в то время, когда, разинув рот, ловили каждое слово из рассказов отца о войне, соседей, людей, воевавших с фашизмом.

Мы дети войны. Нет, мы не воевали, были совсем крошечными несмышленышами, когда отцы наши, другие родственники возвращались с войны.

Вернулся и мой отец с осколком от снаряда в голени и с невидящим правым глазом.

Удивительное свойство человеческой памяти, детской памяти – услышав однажды – запомнить на всю жизнь. Но в детстве этих рассказов было услышано великое множество, они сопровождают нас, детей, передаются внукам и правнукам! А случаи на дорогах войны были разные: забавные и печальные, жестокие и бесчеловечные. Казалось, что и мы прошли по той войне…

В душу запал один случай, о котором в нашей семье помнили и помнят по сей день, и передается этот рассказ от нас, детей ветерана, к его внукам и правнукам. А дело было так… Отцу пришлось воевать и на Украинском фронте, и на Ленинградском направлении. Случилось это в один из осенних дней. Двум разведчикам, двум «хохлам», как называли моего отца и его земляка Николая из Запорожской области, предстояло переправиться вплавь через быструю и коварную реку Свирь в районе Лодейного поля и доставить срочное донесение от командира части в штаб. Ребята были надежные, проверенные. Завязав одежду узлом на голове и спрятав подальше в сухое место пакет, парни вошли в воду. Плавать оба умели отлично, да и река в этом месте им показалась не очень широкой. Но где-то на середине Николай начал терять силы, судорогой сводило ноги, дыхания не хватало. Подталкивая товарища, отец старался подбодрить его.

– Все! Не могу! Плыви сам, не теряй со мной времени, – услышал он слабый голос Николая.

– Нет, Коля, надо! Просто так не сдадимся, – шептал отец, клацая от холода зубами. И вдруг ощутил сильный толчок в спину. Это Николай, оттолкнувшись изо всех сил, скрылся под водой. Хотелось закричать, но по реке шарили прожектора. С комом в груди отец доплыл до берега и, замерзший и обессиленный, плюхнулся в сухую траву, приглушенно рыдая… Пакет был доставлен вовремя и в нужное место…

– Сколько смертей видел на дорогах войны, с фашистами лицом к лицу приходилось, но такое забыть не могу, – всякий раз сокрушался отец, и глаза его влажнели. Этот случай хорошо запомнился еще и потому, что по возвращении с фронта отец написал письмо родным Николая: в селе Васильевка Запорожской области жили его мать, жена и двухлетний сынишка. Завязалась переписка. А когда отец с мамой в начале шестидесятых поехали в гости к родственникам отца на его родину, заехали и к семье Николая Прокопенко.

Сын Николая, семнадцатилетний юноша, вскоре побывал и у нас на Кубани, в нашей семье. Давно это было. Где теперь Прокопенки, жив ли кто-нибудь? Кто ж знает? Теперь и письма в Украину не напишешь, тем более не поедешь. Почти тридцать лет прошло со дня смерти нашего папы, Нестеренко Никиты Селиверстовича, но в семье помним о нем мы, его дети, внуки и правнуки.

Помню награды отца, сейчас они хранятся у моего брата. Нет, отец не был кавалером орденов, но медали говорили сами за себя: «За отвагу», «За Победу над Германией» и много других, и о каждой уже внуки и даже правнуки могут рассказать целые истории…

– Бабушка! – прервал мои воспоминания внук-пятиклассник, вернувшийся из школы. – У нас сегодня урок Мужества был, приходил военный, рассказывал так интересно о войне, а потом каждому приколол на грудь Георгиевскую ленточку. А ты знаешь, почему она так называется?

– Конечно же, я знаю, почему…

А внук уже тараторил о том, что есть сайт в интернете, называется «Стена Признаний», и каждый, у кого в семье были фронтовики, могут поместить фото ветерана и сведения или рассказ о нем.

В следующую минуту внук уже листал альбом, ища портрет прадеда, о котором он давно уже знает все-все.

– А еще я обязательно пойду с портретом дедушки Никиты в Бессмертном полку. Пойдем вместе, бабушка!

– Конечно же, пойдем, внучек, нашей семье есть кем гордиться, – отвечала я, пребывая мыслями далеко от сегодняшних дней.

Мысли о предстоящем празднике Победы сами собой перелились в стихотворные строки:

Бессмертный полк! Бессмертный полк!
И вновь отцы и деды рядом,
В руках у правнуков – награды,
Оркестр на минуту смолк…

Далек тот май, что в сорок пятом
Принес Победу в каждый дом.
Не все домой пришли солдаты,
Но пусть спокойно спят ребята –
За них мы песню допоем…

Сегодня нет войны: ярко светит солнце, голубое небо над головой, радуют глаз цветущие сады и зеленеющие поля. И пусть так будет всегда, и Бессмертный полк достойно пусть продолжает свой путь – это наша гордость, наша память, наше будущее.
Т. Юпилайнен.

Следующий материал

Хочу я радоваться миру!

Опять мы радуемся солнцу и весне!
Вся красота в станице снова зацветает!
Но радости, поверьте, не хватает мне.
Моей душе чего-то не хватает!

Подробнее

Край, где прописано сердце

Сердце мое не меняет прописки,
А тело живет вдали…
Так поредели друзей моих списки!.. –
Сколько прожить смогли…

Подробнее

Может поддержать других, хотя и самому непросто

Вот такие стихи пришли в телеграм-канал нашей газеты. Это было приятно – мнение каждого читателя для нас важно, но стало приятней вдвойне, когда мы узнали, кто автор этих стихов. Мы писали о нем в нашей газете в 2011 году. Это Илья Милюточкин.

Подробнее

Мартовский хоровод

С утра сегодня чудная погодка –
И не весна как будто, не зима, –
А у нее веселая походка,
И словно в пляс пустились и дома!

Подробнее

С днем поэзии, друзья!

Что делала бы я, друзья мои, без вас?
Вы вдохновляете опять меня на Музу!
Пусть будет этот самым светлым час,
И творчество не будет вам обузой!

Подробнее

Небо надо мною вдруг заголубело

Небо надо мною вдруг заголубело,
Солнце ярче и вокруг теплей.
Даже на душе немного посветлело,
Словно вырвалась она из мрака и теней.

Подробнее

Пришла весна

Пришла весна, погожие деньки.
И под окном уже цветет подснежник.
Морозы, кажется, уже и далеки,
Но подозрительно в ночи хрустит валежник.

Подробнее

Слыву, как все, я женщиной обычной

Слыву, как все, я женщиной обычной,
И радостей, и бед хлебнула я сполна.
Жизнь катится по колее привычной,
Но радоваться каждому мгновенью я должна.

Подробнее

Я никому завидовать не стану, не хочу

Я никому завидовать не стану, не хочу:
Ни тем, кто во дворцах живет,
Ни тем, кому моря и горы по плечу,
Ни тем, кто под руку со славою идет.

Подробнее

В желтом мареве огней

В желтом мареве огней
Спит моя станица,
А над нею журавлей
Клин домой стремится.

Подробнее