Господдержка, которую КФХ Тахмазяна получило по краевой программе «Семейная животноводческая ферма», послужила импульсом развития бизнеса
Знакомить нас со своим крестьянско-фермерским хозяйством житель поселка Дружного Белореченского района Роберт Тахмазян начал с недавно приобретенной на самом въезде в населенный пункт территории, где ведется установка оборудования и залит фундамент под будущее зернохранилище. Он не скрывает радости, что выходит на новый, более современный, уровень сельхозпроизводства. Помогла фермеру в этом господдержка объемом в 18,5 миллиона рублей.
– Здесь будем хранить и перерабатывать зерно, – показывает Роберт Тахмазян просторный двор. – С помощью краевого гранта купили и установили автовесы. Они уже работают, добавим к ним вагончик – и весовая готова. Приобрели современное оборудование по изготовлению комбикорма. А за счет собственных средств возводим ангар для хранения зерна.
Своими силами забетонировали и часть площадки под комбикормовую линию. Купили металл, строители уже сегодня приступают к изготовлению арок.
Господдержка, которую КФХ Тахмазяна получило по краевой программе «Семейная животноводческая ферма», послужила импульсом развития бизнеса.
– Мы бы все это купили и построили, но сколько бы лет понадобилось, – делится Роберт. – Мы же с нуля все делали: заработал – построил, на следующий год заработал – что-то купил. А теперь можем заложить базу развития животноводства на перспективу.
Экономика – это и про экономию тоже
Роберт Тахмазян ежегодно засевает пшеницей, ячменем, кукурузой и подсолнечником до 1100 гектаров своей и арендованной земли. Но планирует площади под ними уменьшать, а под многолетними травами и сенокосами увеличивать. Выращивание зерна не так выгодно на небольших посевных площадях. Сено же идет хорошо: возят его в основном на побережье, там у фермера заказчики и постоянные покупатели. А если сено через животноводство «пропустить», то отдача от затрат возрастает кратно.
– Жизнь заставляет и потери считать, – говорит Роберт. – Я прикинул, что можно сэкономить на сене и кормах, если внедрить новую технологию кормления и повысить производительность труда. Сейчас мы его вручную накладываем, засыпаем корма в кормушки. Для этого нужны рабочие руки, а их нет. Часть сена попадает под ноги скоту, затаптывается. Значит, надо готовить кормовые смеси и механизировать их подачу. Будем перерабатывать сено, как и зерно, чтобы не отдавать урожай «за шапку сухарей». В прошлом году, например, ячмень скосили, а он по 10 тысяч рублей за тонну… Хорошей цены так и не дождались. Зато лишний раз убедились в правоте своего решения сделать основную ставку на животноводство. Теперь пришли к пониманию, что и тут надо больше работать, чтобы заработать. Еще нужна хотя бы небольшая переработка мяса. Нам бы поставить свою линию по вакуум-упаковке и заморозку приобрести, – мечтает Роберт Тахмазян.
Скажи ему об этом в 2006 году, когда он только оформил крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ), скорее всего, не поверил бы.
Как все начиналось…
А начинал молодой фермер с деревянного сарая и восьми бычков. На что своих денег тогда хватило. Заработал он их, выращивая и продавая сено населению. Часто местные жители предлагали на бартер телят. Поэтому первое поголовье было беспородным. Довел стадо до 93 голов и понял, что это намного серьезнее, чем с десятком бычков. Прикинул: если делать все по-настоящему, то такое поголовье не окупит затрат.
Заменил беспородных бычков на коров мясного направления породы абердины и шароле. Много читал о них, вроде знал все плюсы и минусы, но на практике убедился, что в его условиях лучше меньшие по весу абердины, чем более крупные, но проблемные шароле. По вольному пастбищу у него гуляют еще около 20 беленьких телочек, да два молодых бычка стоят на откорме. А скоро здесь поселятся 70 нетелей абердинских кровей, уже оплаченных средствами гранта. В планах – довести маточное стадо до 200 голов. С реализацией мяса проблем у фермера нет, его охотно забирают местные закупщики и бойни.
Что сильнее – престиж или гены?
Так получилось, что Роберту после гибели отца в ДТП в наследство достались трактор, косилка, старенький пресс «Киргизстан» и стопка почетных грамот за добросовестный труд в совхозе «Комсомольский».
– Как пришел в животноводство? Да я, сколько себя помню, им занимался, – смеясь, отвечает Роберт Робертович на вопрос, почему выбрал этот бизнес. – Мы всегда держали корову, свиней, птицу…
Птицеводством он, правда, не занимался, а вот свиней разводить пробовал, получив в собственность первый клочок земли. Обустроил рядом животноводческие помещения, зерносклад с комбикормовой линией, мастерскую и навес для техники. Первые 48 гектаров своей земли начинающему фермеру показались огромным богатством. Как признался Роберт Тахмазян, такой радости он никогда до того не испытывал, при этом понимал, что земля несет с собой массу забот, тяжелый труд и бессонные ночи.
Хотя и устает сильно, жалуется он сегодня только на две проблемы: нехватку времени в сутках и недостаток рабочих рук. Время старается так уплотнять, что порой на полевом стане и ночует.
– Тех, кто помогает, не обижаю, плачу в сезон полевых работ до 130 тысяч рублей, – делится он, – а желающих землю пахать все равно нет. Спросил у парня, который немного поработал у меня: почему уходишь, зарплата не устроила? И тот ответил, что не в зарплате дело, просто ему стыдно кому-то признаться, что в поле пашет…
Кстати, его сын Артем, который, лишь только возраст позволил, стал на тракторе работать. Отец его отговаривал от сельского хозяйства, но Артем настоял на своем и поступил в Кубанский аграрный университет, учится на агронома. Дома бывает один день в неделю, и тот проводит в поле. По-видимому, ген любви к земле в их роду передается по мужской линии.
Как аукнется, так и откликнется
Роберт признался, что иной раз так трудно бывает, что хочется бросить это все и жить, как другие. Но не может он подвести поверивших в него людей.
– Я за одни только добрые слова и поддержку благодарен главе Дружненского поселения Анатолию Шипко, а он еще и реально помог с территорией, где мы производственную базу сейчас строим. Благодаря бывшему директору химзавода Сергею Клявлину дорогу к полевому стану отсыпали, – рассказывает фермер. – Да и друзья ко мне часто приезжают, помогают чем могут.
Дружба и хорошее отношение окружающих обычно не играют в одни ворота. Роберт Тахмазян и сам очень отзывчивый и неравнодушный человек. Он, конечно, об этом не рассказывает, но можно догадаться по ответам на телефонные звонки. Два его телефона молчат редко. Очередной звонивший напомнил, что он обещал раздобыть клубнику для отправки на СВО в госпиталь. Роберт извинился, распрощался с нами и поспешил выполнять обещанное. Пояснил на ходу, что готов оплатить ягоду, но клубничники денег не берут, потому что часто обращаются к нему за помощью техникой.
Любовь Калинина.
Факт
Фермер из поселка Дружного Роберт Тахмазян решился на участие в госпрограмме Краснодарского края «Семейная животноводческая ферма» и получил грант в размере 18,5 млн рублей. На них приобретены сельхозтехника, оборудование и племенное поголовье КРС. По условиям программы средства гранта покрывают 60% затрат на реализацию комплексных проектов.