Новости

Записки с именами и больше ничего


Кто они, откуда и как сюда попали, никто не знал.

В годы Великой Отечественной войны дети нередко теряли родителей, попадали в детские дома, находили приют в других семьях. Позже многие пытались найти своих родственников. Сделать это было довольно сложно, не хватало подтверждающих документов, информации.

В посадке плакали дети

Елизавета Деонисовна Мазирко все время хотела узнать, кем был ее муж по национальности. Во время войны его ребенком нашли в лесополосе.

Это случилось в 1943 году в окрестностях хутора Еи. Объездчик (известна только его фамилия – Остапенко), объезжая за кладбищем лесополосу, услышал детский плачь. Поначалу он подумал, что ему показалось. Оставив у дерева коня, мужчина все-же пошел проверить. Посреди посадки он увидел маленьких детей. Они сидели на земле: кто плакал, кто спал, кто жевал травинку. Испугавшись, он поехал за подмогой.

Рядом с хутором Ея располагался хутор Новый Мир, в котором были ясли. В это время народ только собирался на работу, подъезжали люди из ближайших хуторов Казачий и Ея. Сюда Остапенко и поехал. Он рассказал женщинам о своей находке. Ему сперва не поверили, мол, откуда там могли взяться дети. Объездчику удалось все-таки убедить людей. Собрали женщин и мужчин, на всякий случай вооружились вилами и тяпками, взяли с собой водовозку (телегу для подвоза воды) и поехали к той посадке. Там мужчины окружили лесополосу и стали прислушиваться и присматриваться. Не обнаружив ничего подозрительного, решено было забрать детей.

Кроме имен – ничего

Всего было четверо малышей примерно двух лет: три мальчика и девочка. Одеты они были в одинаковые костюмчики, и у каждого в кармашке лежал листочек с именем. Так стало понятно, что детей звали Люба, Вася, Петя и Витя. Ни фамилии, ни адреса – ничего другого в записке указано не было. Кто они, откуда и как сюда попали, никто не знал.

Детей привезли в ясли. Здесь они пробыли неделю. Затем людям предложили забрать детей. Так они попали на хутор Плоский (ныне село Шевченковское), где их разобрали по семьям.

Мама, пойдем к морю…

Виктора взяли супруги Мария Степановна и Федор Яковлевич Мазирко. Своих детей у них не было, и они воспитывали мальчика, как родного. Витя долго не знал, что он неродной. Его выделяла внешность: черные, кудрявые волосы – за это его в школе дразнили «евреем». Дома он помогал родителям. Отец рано умер, и его воспитанием занималась мать. Она старалась дать сыну все, что было в ее силах, воспитывала, как могла. Маленьким Витя часто просил: «Мама, пойдем к морю». Почему именно море, никто не знает. Возможно, это детские воспоминания из той, прошлой жизни. С шестого класса Виктор стал ездить к тому объездчику, который их нашел. От него мальчик и узнал всю историю. В дальнейшем он окончил школу, получил профессию тракториста.

Все называли ее Лидой

Елизавета Деонисовна сама из многодетной семьи. Ее родители, Деонис Тимофеевич и Татьяна Трофимовна Карпунины, приехали на хутор Плоский в 1939 году. Всего у них было восемь детей, Лиза – самая младшая. Мать сама дома ткала полотно и обучала этому детей. От нее Лиза научилась ткать и вязать. Семья жила бедно, поэтому после четвертого класса девочка пошла на ферму работать телятницей. Несмотря на то, что по документам она была Елизаветой, все ее называли Лидой. Только при получении паспорта она узнала, что в действительности ее имя – Лиза. Но несмотря на это, ее по сей день все зовут Лидией Денисовной.

Просто шел рядом

С Виктором Лидия познакомилась в 17 лет. Как это вышло, она и сама не знает. Просто ни с кем другим встречаться ей не хотелось. Все началось с простой игры в карты. Молодежь, в том числе и Лида, собрались вместе, чтобы «перекинуться в дурака». К ним присоединился Виктор. Когда Лида уходила домой, он просто пошел вместе с ней. Не предложил провести до дома, а просто шел рядом. В следующий раз повторилось то же самое. Так и пошло. А в 1958 году они сыграли свадьбу. Затем родились сыновья, в 1959 году – Анатолий, а следом, в 1960 году, – Николай.

В семейной жизни было все. Очень Лидии Денисовне помогала свекровь. Они с ней прожили 25 лет, и за все это время ничего плохого Лида от нее не видела. Мария Степановна всему ее обучала, рассказывала, помогала нянчить внуков.

Люба

Единственная девочка Люба из найденной в лесополосе «четверки» всегда беспокоилась за Виктора. Она постоянно спрашивала о нем, дружила с его семьей. Нельзя сказать, что в жизни ей повезло. Казалось, с самого начала судьбой ей были уготованы разочарования.

Тогда, в 43-ем, девочку взяла к себе женщина Надежда. Ее муж воевал, своих детей у нее не было, вот она и приняла Любу. Вместе они прожили год. Надежда сообщила о приемной дочке на фронт мужу. От него пришел ответ: отдать ребенка кому-нибудь другому, иначе он домой не вернется. Женщина выбрала мужа. Люба долго вспоминала тот день, когда ее, укутанную в шаль, привели в другой дом и сказали, что жить она теперь будет здесь. Девочка плакала и не хотела уходить от названной мамы.

Спустя много лет Люба, к тому времени она выросла и уехала из села, решила навестить мать. Как-то она предложила Лиде сходить к той женщине «проведать маму». К ней они пошли вместе. Женщина была уже в преклонном возрасте и не сразу их вспомнила. Присмотревшись, она сначала узнала Лиду, а затем уже и Любу. Мать и дочь долго обнимались и плакали. Люба все спрашивала у нее, зачем она так поступила: отдала ее другим людям. На что женщина плакала, отвечала, что так сложилась жизнь.

Ответа так и не пришло

Именно Люба и предложила Лиде попробовать найти родственников. Долго не решались. Но желание узнать свои корни не покидало их. В это время на экраны телевизоров вышла программа «Жди меня». И они все-таки решились и написали свою историю, но ответа так и не получили.

С тех пор прошло много лет. Виктора не стало в 2009 году, а в 2010 году Лидия Денисовна похоронила сына Анатолия. Но она все-таки хочет узнать, кем был ее муж, кто он по национальности?

Когда-то она прочитала в газете про то, как в том же 43-ем бомбили элеватор и там был поезд с детьми. Там упоминалась женщина, которая была очевидцем. Лидия нашла ее номер, позвонила и рассказала о своей истории. Была мысль, что эти четверо детей из того поезда. Но как бы они смогли добраться до Еи? Однако та женщина не видела там таких детей.

И вот, достав старенькую потрепанную фотокарточку, на которой Виктор запечатлен еще ребенком, она решила написать в газету, попытаться еще раз. Времени, конечно, прошло очень много, и надежды отыскать близких мужа практически нет, но кто знает…

Н. Скиба.

Следующий материал