2020 год на дорогах Крыловского района отмечен снижением аварийности, но не все показатели радуют. Почему? И над чем сегодня работают сотрудники ОГИБДД по Крыловскому району, нам рассказал его начальник Роман Николаевич Береза:
– По традиции начнем со статистики. В 2020 году у нас произошло 29 отчетных дорожно-транспортных происшествий, при этом семь человек погибли и трое пострадали. И если общее количество происшествий, по сравнению с 2019 годом, уменьшилось, то количество пострадавших увеличилось.
Если говорить о причинах этих происшествий, то наибольшее их число произошло из-за несоответствия скорости конкретным дорожным условиям (12 ДТП). На втором месте ДТП, произошедшие по вине водителей, находившихся в алкогольном опьянении или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования (5 ДТП).
– Действительно, постоянные читатели газеты могут заметить, что у нас нередко появляются информации о водителях, привлеченных к уголовной ответственности за повторное нахождение за рулем в нетрезвом состоянии или отказ от прохождения освидетельствования. Насколько остро стоит у нас проблема пьяных водителей, и что показала операция «Дионис», которая проводилась во время новогодних каникул?
– Проблема, действительно, требует внимания. Причем она характерна не только для нашего района, о чем говорит и тот факт, что разрабатываются краевые специальные оперативно-профилактические мероприятия. Операция «Дионис» из их числа. За время операции с 25 декабря по 10 января было выявлено 11 водителей, подлежащих административной ответственности, и один водитель, который попадает уже под уголовную ответственность. Отдельной категорией идут пьяные велосипедисты. Таковых выявили пять. И это не те, кто, будучи нетрезвым, катит велосипед для равновесия – такие люди уже переходят в разряд пешеходов. Эти пять человек именно ехали, рискуя упасть и получить травмы, либо вообще попасть под колеса автомобилистов, которые вовремя не сориентируются в ситуации.
– Какие моменты еще сейчас требуют вашего внимания как специалиста, на что вы хотели бы обратить внимание участников дорожного движения?
– Во-первых, обеспокоенность вызывает поведение молодых водителей. Молодых по стажу, молодых по возрасту (зачастую это одни и те же лица). Еще не имея должных навыков вождения, плохо ориентируясь в дорожной ситуации, они проявляют небрежность и неосмотрительность. Рискуют сами, угрожая безопасности тех, кто оказался рядом.
Наши сотрудники работали и продолжат работать в направлении отслеживания автомобилей, в конструкцию которых без согласования были внесены изменения. Это касается и тонировки сверх допустимой нормы, и снятия ремней безопасности, и других конструктивных изменений, которые могут повлиять на безопасность эксплуатации автомобиля.
Еще один момент требует от нас повышенного внимания – это кратное увеличение числа транспортных средств, зарегистрированных на территории соседних государств. Эти автомобили были приобретены, но не перерегистрированы, кто-то это делает, чтобы сэкономить на уплате таможенной госпошлины, кто-то таким образом рассчитывает уходить от ответственности при совершении нарушений. Но хочу заверить автолюбителей в том, что по потокам такие автомобили будут отслеживаться, и отвечать за нарушения придется. Да и пробелы, пока существующие в правовом поле, законодателями будут устраняться. И мы со своей стороны будем стараться держать ситуацию на контроле, действуя в рамках своих полномочий.
Хотелось бы обратить внимание и на такую тревожащую тенденцию, как рост ДТП по вине водителей автомобилей, принадлежащих организациям и предприятиям.
– Что можно сказать об этих случаях? Подвело техническое состояние автомобилей или водительская дисциплина?
– Водительская дисциплина оказалась не на должном уровне. И именно на это хотелось бы обратить внимание руководителей. Уровню подготовки водителей, их квалификации и стилю вождения необходимо уделять внимание. Здесь все-таки должны быть профессионализм и ответственность.
– Если вернуться к ситуации с аварийностью, где произошло больше аварий?
– На участке федеральной автодороги «Дон» и в станице Октябрьской. Трудно сказать, из-за чего так складывается ситуация по Октябрьской, но она прослеживается не первый год. И с учетом этого мы формируем маршруты патрулирования: сейчас основной дневной маршрут проходит именно по Октябрьской. В ночное время имеет смысл больше внимания уделять Крыловской, поскольку здесь движение становится более интенсивным. В ночное время именно в райцентре больше точек притяжения для молодежи, и все они сосредоточены вокруг центрального парка: со стороны Районного дома культуры, улицы Стаханова и магазина «Маяк».
Больше всего аварий у нас происходит по воскресеньям, возможно, потому что в выходной водители не так собраны, как в рабочие дни, и в то же время торопятся сделать запланированное. А если говорить о времени суток, то это вечернее время с 19 до 23 часов – здесь могут сказываться и ограниченная видимость, и усталость.
– На особом контроле всегда происшествия с участием несовершеннолетних.
– Совершенно верно. И таких ДТП у нас было четыре, один ребенок погиб и четверо пострадали. У нас наблюдается кратное снижение по всем показателям, но сказать, что все хорошо, мы не можем, ведь второй год подряд в нашем районе ДТП уносят детские жизни. Даже один погибший ребенок – это трагедия, ничем невосполнимая потеря. Один ребенок, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, – это травма физическая или психологическая, сломанная жизнь. Это должен прочувствовать и осознать каждый родитель и каждый водитель, потому что именно от взрослых зависит детская безопасность. От того, научили ли сына или дочь правильно вести себя на улице, используют ли детское удерживающее устройство, аккуратны ли сами на дороге, не подвергают ли детей-пассажиров неоправданному риску, спеша по своим делам.
– Кстати, что можно сказать об использовании детских удерживающих устройств? Стали их применять чаще?
– Совершенно точно, что в этом смысле водители стали более дисциплинированными. Если в 2019 году за неиспользование детских удерживающих устройств сотрудниками было составлено 264 административных материала, то в 2020 – 160. Это, конечно, не полная победа, но положительная динамика очевидна. Будем продолжать работать по профилактике.
– Какова статистика по нарушениям, совершенным самими детьми?
– Несовершеннолетние участники дорожного движения совершили 19 нарушений. Из них четверо переходили дорогу в неположенном месте, шесть – водители мототранспорта и девять водители автотранспорта. Этим ребятам по возрасту еще нельзя было находиться за рулем, не говоря уже о том, что обучения они не проходили и водительских удостоверений у них нет. Это опять же зона родительской ответственности: кто приобрел мопед для ребенка, кто научил его азам вождения, а дальше ситуацию упустил?
– Сотрудники ГИБДД следят не только за соблюдением Правил дорожного движения водителями, но и за дорожной ситуацией в целом.
– В рамках работы по улучшению условий движения по дорогам в 2020 году нами было составлено восемь административных материалов за ненадлежащее содержание дорог в отношении их владельцев (больше всего материалов по Октябрьскому сельскому поселению). За неисполнение наших предписаний к ответственности привлечено одно юридическое лицо (Администрация Крыловского сельского поселения). Эта работа велась как самостоятельно, так и во взаимодействии с органами прокуратуры.
– Каким образом эти участки попали в поле зрения сотрудников?
– Где-то они выявлялись в ходе дежурств, но по большей части мы реагировали на обращения, поступающие от граждан.
– Современная ситуация требует соответствовать уровню развития технологий. Насколько хорошо оснащены сотрудники, чтобы выполнять свои задачи в рамках несения службы?
– В настоящий момент мы подключены к системе «Горизонт», которая очень помогает в работе (от редакции: подробнее об этой системе мы расскажем в одном из следующих номеров). В этом году получили два новых патрульных автомобиля «Шкода», 15 планшетных компьютеров. Это позволяет инспекторам сразу проверять автомобиль, водителя по нескольким базам данных, к которым у нас есть доступ, что существенно ускоряет и облегчает работу.
Вообще, о чем хотелось бы сказать: основная оценка нашей деятельности дается не по количеству выявленных нарушений и составленных материалов, а по количеству дорожно-транспортных происшествий. Самое главное, чтобы количество аварий снижалось, а жертв и пострадавших на дорогах стало как можно меньше. И в этом смысле наши цели и желания полностью совпадают с пожеланиями всех участников движения. Согласитесь, оказаться в ситуации пострадавшего не хочется никому. Поэтому надо, чтоб все понимали: сотрудник Госавтоинспекции и водитель стоят не по разные стороны баррикад, и мы всегда открыты для обращений и сотрудничества.
Нам всем нужно одного – безопасности на дорогах, чтобы наши близкие и родные были живы и здоровы, чего мы всем и желаем в день рождения автомобиля. Пусть это четырехколесное изобретение с сотнями «лошадей» под капотом несет комфорт, а никак не угрозу.
М. Любченко.