Многие ли задумываются о том, насколько сложным может стать для ребенка первый класс? О том, как правильно пережить переходный период «детсадовец-школьник», мы расспросили психолога районной поликлиники О.В. Коваленко.
– Ольга Валерьевна, какие важные моменты следует учесть при поступлении в школу?
– Ко всякому важному событию принято готовиться. Первый класс – событие, несомненно, очень значимое, требующее подготовленности по самым разным направлениям, начиная с физического здоровья и заканчивая эмоциональной, познавательной составляющей. В последний летний месяц вряд ли стоит усиленно пичкать ребенка сведениями об окружающем мире, увеличивать запас бытовых знаний и так далее. Все это должно было проходить поэтапно и планомерно. А вот позаботиться о режиме стоит.
Необходимо хотя бы за две-три недели до первого сентября отрегулировать продолжительность ночного сна ребенка и настаивать на том, чтобы он ложился спать в 21-21.30. Многие родители скажут: «Это невозможно, на улице еще светло, да и сами взрослые ложатся поздно. Ребенок ни за что не согласится!» Друзья, наша родительская задача – учиться подбирать для убеждения те добрые слова, которые найдут отклик в сердце сына или дочери. Можно сказать: «Солнышко, ты помнишь, как на Олимпиаде спортсмены одерживали победы?! Помнишь, как они, их тренеры, родные и все мы были счастливы?! Добрые победы – это всегда радость и счастье, но чтобы их одерживать (каждый спортсмен это подтвердит), надо много-много трудиться, а самое главное – соблюдать режим. Нарушение режима или его отсутствие приводит не только к неудачам, но даже к болезням. Нужно ли нам это?! Я верю в твои силы, в то, что ты будешь радовать себя и нас успехами, но для этого нам уже сейчас, прямо сейчас, нужно позаботиться о режиме…»
– Что, если ребенок не хочет делать уроки, как заставить его делать домашнюю работу, но при этом не отбить охоту учиться?
– Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок имеет психологическую возможность и добрую обязанность делать правильный выбор между «хочу» и «надо». Если ребенок не хочет делать уроки, то для родителей это должно послужить сигналом не к принуждению, а изучению причины таких отказов. Их может быть несколько. Во-первых, страх перед домашними занятиями, потому что на них требуется слишком много времени. «Новоиспеченный» ученик устает, лишается возможности заниматься чем-то любимым и тому подобное. Для того чтобы этого избежать, необходимо научить ребенка рационально тратить время и за короткий промежуток организованно и старательно выполнять домашние задания. Во-вторых, как я уже говорила, причиной может стать неумение делать правильный выбор между «хочу» и «надо». Если родители отметили, что у ребенка на первом месте то, что он «хочет», а не то, что «надо», лучше не пускать на самотек это «открытие» на «пока повзрослеет и поймет», а обратиться к психологу, чтобы выработать совместный маршрут по преодолению выявленной, мягко скажем, неприятности. В-третьих, отказу от выполнения заданий может служить состояние переутомления, состояние плохого самочувствия ребенка. Если родители отмечают у сына или дочери нехарактерные для него эмоциональные проявления, постоянные жалобы на недомогание (боли в животе, головные боли и так далее) на фоне относительного соматического здоровья, следует не затягивать ситуацию, не стремиться «уличить» ребенка в обмане и притворстве, а обратиться к психологу за рекомендацией либо помощью. Иными словами, дорогие мамы и папы, с любовью и благоразумием наблюдайте за своим ребенком, и вам не придется тратить время на пустые уговоры, угрозы и наказания.
– Нужны ли вознаграждения ребенку за его старания, если да, то какие?
– Не найдется ни одного взрослого, тем более ребенка, который не порадовался бы вознаграждению. Вознаграждение бывает разным: доброе, наполненное любовью слово, сказанное родителем, учителем, или крошечный подарочек от «гномика» (главное – не злоупотреблять). Это и семейная поездка на каток, в аквапарк. Вознаграждение перестает быть полезным в тот момент, когда договоренности между ребенком и взрослым переходят в плоскость «торговли». Нередко от малыша можно услышать: «Если ты мне купишь, я буду это делать, а не купишь – …» Бывает, родители отвечают: «Нет, ты сначала принеси мне много «пятерок», а потом я тебе куплю…» Такой разговор – яркий пример того, как договоренности переходят в плоскость взаимных спекуляций. В этом случае вознаграждение перестает быть полезным, становясь механизмом формирования мировоззрения корысти и потребления. Очень важно корректно донести сынишке, доченьке мысль о том, что только заработанное трудом и старанием вознаграждение приносит настоящую радость и счастье.
– Спасибо за интересные и познавательные ответы, которые помогут нашим читателям, родителям будущих первоклассников, правильно построить свои отношения с ребенком и адаптировать малыша к школе!
В следующем выпуске «Семьи» мы продолжим начатый разговор, из которого вы узнаете, что делать, если ребенок начнет отказываться ходить в школу, и нужно ли помогать первоклашке выполнять домашние задания.