







Если вы подумали, что перед вами – звезды гонок, не имеющие к нашему району никакого отношения, то вы ошиблись! Эти ребята – октябрьцы, свое хобби вывели на такой уровень, что стали знамениты в других уголках России! Евгений и Алексей Сорокины (на фото) заняли 12-е место в общем зачете, и пятое – в своей группе, среди автомобилей с объемом двигателя 1600 куб. см, на 15-м этапе Кубка России по ралли, который проходил седьмого–восьмого июня в станице Натухаевской. На гонках стартовали 25 экипажей, из которых до финиша дошли 16. Сорокины на своей раритетной «копейке» оставили далеко позади такие авто, как, например, «Mitsubishi Lanсer», «Subaru Impreza» и «Peugeot 206».
Три брата родились и росли в Казахстане, пока родители не решили переехать в Россию. Вместе со средним сыном, Евгением, Любовь Андреевна Сорокина отправилась подыскивать для семьи новое жилье. От Ставрополья впечатления остались не самые хорошие. Когда ехали через Краснодарский край, остановились погостить у родственницы. На Кубани понравилось. Так семья обосновалась в Октябрьской. Вопреки расхожему мнению, что в сельской местности жить скучно, а работу найти тяжело, все мужчины трудоустроились и нашли свое призвание: для них автомобили – жизнь, ремонт машин – «хлеб», а участие в ралли – драйв, позитив и воплощение мечты. Евгений перебрался в Ростов, а старший брат Николай и младший Алексей живут и работают в Октябрьской. Но они – всегда вместе, надо ли отремонтировать свой гоночный ВАЗ 2101 или подготовить его к новым испытаниям, покорить новые вершины и удивить и порадовать зрителей. Ведь Евгений – пилот, конструктор и инженер-механик команды, Алексей – штурман, конструктор, инженер-электрик, а Николай – всегда придет на выручку при подготовке, может работать сутками без перерыва ради успеха своих братьев. Главный помощник на «пит-стопе» – друг Алексей, механик.
«Автомобили – наша стихия!»
Родители всегда поощряли увлечения детей, и уже в 10-летнем возрасте, в 1986 году, Женя занимался картингом – семь лет гонял на специальном спортивном автомобиле по приспособленной трассе, став в 12 лет чемпионом Казахстана. В качестве зрителей братья с интересом и живым участием следили за чемпионатами по ралли тогда еще в Советском Союзе, когда между собой соревновались «Москвичи» и «Жигули». Страстью были и мотоциклы: за ними семья шесть лет назад поехала за границу, и двоим сыновьям купили по «железному коню». «Когда мне было 18 лет, в Крыловской как раз построили мототрассу, и я заболел мотокроссом», – вспоминает Алексей. Но мечта самим достойно выступать на ралли пересилила, и однажды мотоциклы были проданы для покупки подходящего авто. Им стал раритетный заднеприводный ВАЗ 2101 1972 года, переживший все автомобили этой марки того выпуска.
«Первый международный успех пришел к «копейке» уже в 1971-м, когда на ралли «Тур Европы» тольяттинская команда завоевала серебряный кубок. В середине 1970-х ВАЗы неплохо показали себя и в престижных ралли, входящих в чемпионат Европы. Козырчиковы стали 15-ми в абсолютном зачете ралли «1000 озер» в 1975-м. Годом позже С. Брундза и А. Гирдаускас заняли на ралли «Акрополис» шестое место в абсолюте и второе в своем классе. Это стало высшим достижением «Лады» в соревнованиях подобного уровня» – рассказывает Евгений. «Это самая легендарная машина из прошлого нашей страны. Из того, что производится у нас в стране сегодня, ничего подобного нет, кроме, конечно, КАМАЗов. Кстати, многие люди видят и ценят это и специально приезжают болеть за «копейку».
И вот началось… Изучение технического регламента, пределов допустимых изменений в конструкции автомобиля, заказ запчастей из разных стран мира, полная разборка, очистка кузова, усиление, установка сертифицированного каркаса безопасности, окраска, сборка и так далее. Изменениям, усовершенствованию подверглись все узлы и агрегаты с целью повышения надежности. В результате собственного титанического труда, крупных финансовых вложений получился прекрасный спортивный болид, на постройку которого ушло полтора года. Применение деталей, имеющих омологацию FIA («Международная автомобильная федерация»), дало возможность участвовать в соревнованиях как в пределах чемпионата и кубка России, так и международных соревнованиях по классическому ралли.
Дебютная гонка состоялась в начале июля на ралли «Натухаевская 2013», которая стала в большей степени ознакомительной. Главной наградой для нашего экипажа был финиш в первой в жизни гонке по ралли, а также одно очко в копилку личного зачета. Добавил нотку позитива и врученный нам приз зрительских симпатий в начале церемонии награждения. Поставленные цели достигнуты, мы в ралли, на финише!»
Вторая гонка состоялась 27–29 сентября на ралли «Россия-2013» в поселке Абрау-Дюрсо, которая выявила недостатки болида: во время гонок пришлось сойти с дистанции. На модернизацию ушло три месяца упорного труда, в результате получился совсем другой автомобиль. 2014 год начался для наших гонщиков удачно: участвовали в «Ралли Тамань» – третьем этапе раллийной моносерии «Volkswagen Polo Cup» и пятнадцатом этапе Кубка России по ралли. Стартовали 41-ми среди 44 экипажей, в абсолютном зачете финишировали 31-ми, в своем классе были десятыми среди 24 машин (из которых 11 (!) моноприводных авто были марки «Volkswagen»). В августе Евгений и Алексей собираются в Литву на ралли «300 озер».
Нескучная жизнь – пример для ищущих себя
Хобби Сорокиных затрагивает все сферы их жизни. Поэтому огромное значение в том, чего им удалось и еще удастся достичь, имеет поддержка родителей, своих семей, друзей. И не только моральная, но и материальная. «Папа всегда нам очень сильно помогал. Мама тоже никогда не препятствовала нашим занятиям», – комментируют Сорокины. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что другие женщины редко поддерживают подобные увлечения: кроме огромного количества средств, времени и сил, есть и опасность, с которой зачастую сопряжены гонки. «Душа болит всегда», – продолжает Любовь Андреевна. – Особенно страшно было на последней гонке, когда ездили вдоль моря по горным серпантинам».
Но, как объясняют Алексей и Евгений, участие в любом виде гонок, будь то ралли, мотокросс, в любом случае безопаснее, чем езда по дорогам общего пользования. В спорте есть правила, все их соблюдают, потому что знают: нарушение ведет к дисквалификации. А на наших дорогах много неадекватных водителей, хамов, из-за которых обычная поездка становится непредсказуемой. Гонщики знают цену жизни и цену риска. Так что, если хочется адреналина, надо найти в себе силы заняться чем-то, чтобы не нес-ти опасности окружающим.
Жена Е. Сорокина, Ирина, уже воспринимает времяпровождение мужа как должное, а вначале, конечно, было тяжело: почти два года семья не видела Евгения, потому что он практически жил в гараже, когда строился болид. «Когда трачу на машину деньги – не довольна, а когда куда-то едем, то нравится», – с улыбкой замечает капитан команды. «Не было бы у меня этого автомобиля, были бы мотоциклы, горы, велосипед, что угодно, лишь бы – не сидеть на месте. Поэтому Ирине просто пришлось привыкнуть». Сын Илья, отличник, каратист, тоже «заразился» от отца его увлечением: недавно сказал, что передумал быть журналистом, решил продолжить папину раллийную карьеру. На что получил совет выучиться сначала на обозревателя, а уж потом – гонки.
Друзья помогают, кто чем может: кто-то дает транспорт, кто-то – вещами, как один друг из Краснодара, который иногда предоставляет материалы для автомобиля, подарил спортивные комбинезоны. Депутат Октябрьского сельского поселения А.А. Кузема поддерживает финансово. «Мы познакомились давным-давно, вместе увлекались гонками, ездили в качестве зрителей на ралли. Алексей Алексеевич поверить не мог своим глазам, когда увидел, что мы начали этим заниматься», – заключает Е. Сорокин.
«Вообще, ралли – суперактивный отдых, сочетающий приятное с полезным. Зачастую гонки проходят в живописных местах, где есть на что посмотреть, хотя автоспорт сам по себе зрелищный, праздничный, интересный, захватывающий, многолюдный. Все участники гонок – люди адекватные, не алкоголики, здоровые, веселые, увлеченные. Когда нечем заняться, это беда. Нет денег – можно просто ходить в походы: засунуть консервы в рюкзак и пойти в горы. Человек должен быть чем-то занят, иначе никак», – уверен Евгений.
Ю. Яковенко.