Отечественная война 1812 года имела огромное значение в истории нашей великой Родины и большое влияние на дальнейшее развитие России, на ее экономику, политику, культуру, способствовала росту национального самосознания. События 1812 года получили достаточное отображение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве. Подвиг народа, тема Родины вдохновляли и вдохновляют поэтов и писателей, художников и музыкантов.
«Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас…»
Такое было настроение лицеиста Пушкина и его товарищей. Особое место в ряду грозных событий Отечественной войны занимает Бородинская битва – «Битва титанов», как ее впоследствии назовет Наполеон.
За 200 лет, которые отделяют нас от драматических событий 1812 года, создано немало памятников, памятных мест и заповедных зон. Однако основными хранителями памяти народной были и остаются государственные музеи. Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 году к 150-летию Отечественной войны 1812 года. В советское время за 25 лет его существования его посетило около 28 млн. человек, в том числе более пяти млн. иностранных граждан практически из всех стран мира.
Главным экспонатом музея является панорама Ф.А. Рубо. Каждый, увидевший ее, признает, что это действительно чудо искусства. Франц Алексеевич Рубо родился 15 (27) июня 1856 года в Одессе в семье небогатого француза-переселенца. Француз по происхождению, он никогда не видел Франции. Значительную часть своей жизни провел в Мюнхене (Германия), однако был поистине русским художником. России Рубо отдал весь талант и лучшие годы своего творчества.
Впервые идея создания панорамы, посвященной войне 1812 года, по образцу панорамы «Оборона Севастополя» (1904 год Ф.А. Рубо), была изложена в ноябре 1909 года в письме члена государственного совета К. Орловского, с которым он обратился к министру Императорского двора барону Фредериксу. В Ливадии (Крым) барон доложил об этом царю Николаю II. Началась переписка по вопросу выбора места для московской панорамы. Для этой цели была создана специальная комиссия. Одновременно Ф. Рубо приступает к изучению и сбору исторического материала. Он принимает решение показать на панораме момент сражения на 12.30 за деревню Семеновская, а саму деревню сделать точкой обзора. В апреле 1910 года Рубо приступает к подготовке эскиза панорамы, который через пять месяцев был готов и отправлен в Петербург. В ноябре специальная комиссия одобрила его, и весной 1911 года с Ф.А. Рубо был подписан официальный контракт.
В качестве помощников были приглашены известные немецкие художники, ученик Рубо И.Г. Мясоедов. Сам Рубо подготовил большое количество этюдов, детально изучив вооружение и обмундирование русских и французских войск. 26 августа (8 сентября) 1911 года Рубо совместно с консультантами совершил поездку в Бородино, где сделал последние этюды и зарисовки. Возвратившись в мюнхенскую мастерскую, он приступил к созданию всемирно известного теперь полотна. В начале 1912 года было принято решение о строительстве здания панорамы в Москве на Чистопрудном бульваре. За основу был принят проект инженера П.А. Воронцова-Вельяминова. Завершающий этап написания панорамы занял 11 месяцев. Готовое полотно размером 115х5 метров было навернуто на вал и вместе с деталями предметного плана доставлено в Москву. 29 августа (11 сентября) 1912 года состоялось торжественное открытие панорамы «Бородино» в Москве. Так завершился поистине героический труд Ф.А. Рубо.
Блестяще овладев приемами панорамного искусства, он достиг в этом произведении наивысшего мастерства. Больше панорам художник уже не писал. Многолетняя изнурительная работа подорвала силы художника. Он серьезно заболел и в конце 1913 года уехал в Мюнхен на лечение. Там его застигла Первая мировая война, события которой оторвали Рубо от Родины. Последние годы жизни, вдали от Родины, он почти ничего не создал. Умер Рубо в Германии 13 марта 1928 года, оставив людям около 200 военно-исторических и жанровых картин, богатую коллекцию прекрасных этюдов, эскизов и три панорамы.
Шли годы. Деревянное здание панорамы пришло в негодность и полотно было снято. Восстановление огромного полотна к 150-летию стало возможным благодаря творческой смелости и решимости советских художников-баталистов, реставраторов, скульпторов, архитекторов, строителей, инженеров и рабочих многих мастерских и заводов. Воссоздание панорамы стало не меньшим подвигом мастеров советского изобразительного искусства. 18 октября 1962 года, к 150-летию началу перехода русской армии в контрнаступление, завершившиеся ее заграничными походами и победоносным вступлением в Париж, в новом здании панорамы многочисленные зрители отдали дань глубокого уважения таланту и труду Ф.А. Рубо и советских художников. Прошло 200 лет, но по-прежнему, по-современному звучат слова участника Бородинской битвы поэта В.А. Жуковского «Нашу Русь вы нам спасли: в свой черед мы грудью встанем…».
Подготовил И. Кононенко.