Новости

Правильная речь ребенка – залог успешности его в будущем

Метки: |


Подошел к концу еще один учебный год. В детских садах идут выпускные. А что же ждет детей впереди? Те дети, которые посещали логопедическую группу в нашем детском саду, и родители которых прислушивались к советам логопеда и активно помогали своим малышам, идут в школу наиболее подготовленными, им легче будет усваивать школьную программу, потому что они хорошо разговаривают, знают буквы, а многие уже и читают. У них развиты письменные навыки. Они на занятиях по лексике знакомились с окружающей природой и много узнали об окружающем их мире.

И как тяжело с теми родителями, которые не понимают, не осознают или недооценивают важность и значимость своевременного развития всех сторон речи ребенка, так как навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье, и должно это происходить, как правило, на ранней стадии развития детей. Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся успешно, а другие никак не могут усвоить учебный материал. При этом родителей особенно удивляет то, что в дошкольном возрасте их ребенок, казалось бы, развивался совершенно нормально и был «таким, как все его сверстники».

Число детей с дефектами речи увеличивается с каждым годом. Причины этого: ухудшение экологической обстановки; дефицит йода и фтора; патологии беременности; родовые травмы; ослабленное здоровье детей; различные социально-бытовые причины (частые ссоры или разводы родителей чреваты глубочайшей психической травмой для ребенка). Среди социальных причин появления речевых нарушений прежде всего следует назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения и компьютеров.

По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в детсад, нарушения речевого развития наблюдаются у 90 % дошкольников, относящихся к «группе риска» по возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков. У 86 % дошкольников грубо нарушено звукопроизношение (17-20 несформированных звуков).

Значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Педагогами и психологами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимая материала. Таким школьникам трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку, так как это чревато множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не помогает, к тому же ребенок, как бы «не умеет» эти правила применять. В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении, повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовление школьных уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма нужно начинать с детского сада, а потому важной и неотъемлемой частью работы логопеда является непосредственное включение в коррекционно-педагогический процесс родителей.

Памятка для родителей:

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки. Знайте, что выполнение даже артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Дети с речевыми дефектами очень ранимы, психика их неустойчива, многие из них имеют комплекс неполноценности.

Запомните: похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что: для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система; родители, воспитатели и логопед должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих; необходимо выполнять все, что назначено логопедом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться; ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора. Помните, что ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия, и увлеченный «говорун» сразу сникает.

Наш детский сад, в котором я проработала почти 20 лет, – это островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. И только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов можно достичь хорошего результата в исправлении и развитии речи ребенка.  

Т. Подобная, учитель-логопед МАДОУ №20.


«Солнышко» – особенный детсад

Региональный статус «Казачья образовательная организация» присвоен дет-скому саду № 6 «Солнышко» из станицы Октябрьской. Как в детсаду пришли к решению выбрать это направление, рассказала его заведующая Татьяна Манакова:

Подробнее

Кубанские посиделки. «Давайте побалакаем!»

Русский язык богат и многообразен, в нем собрано немало диалектов, характерных для каждой местности. Одним из ярких примеров является кубанская балачка. Знаете ли вы, что означают слова «качка», «зозуля», «чоботы», «цибарка»? Еще полвека назад они были понятны любому кубанцу. А сейчас их значение не каждый пожилой станичник сумеет объяснить.

Подробнее

Малыши слушали рассказы ветеранов, затаив дыхание

В 2023 году Краснодарский край отметил 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Это знаковое событие для каждого жителя Кубани. Тогда же в детском саду № 10 «Колобок» станицы Октябрьской было принято решение в рамках акции «Копилка добрых дел» посещать на дому ветеранов войны и труда, детей войны.

Подробнее

Главные воспитатели – родители

Воспитать ребенка порой целая наука. Многие папы и мамы боятся сделать что-то не так, упустить важное. О том, как избежать первых ошибок в воспитании, нам рассказала воспитатель МБДОУ № 10 Татьяна Качкачова:

Подробнее

Поддержим наших!

В детском саду № 10 станицы Октябрьской прошла очередная акция по сбору гуманитарной помощи. Ее цель – выразить поддержку солдатам, показать, что вместе мы едины, и победа обязательно будет за нами!

Подробнее

Азбука финансов для детворы

Все больше в последнее время взрослые уделяют внимание финансовой грамотности подрастающего поколения. И начинается это уже с детского сада.

Подробнее

Батюшка Федор рассказал детям о Богородице

В детском саду № 6 станицы Октябрьской ко Дню матери-казачки состоялась познавательная и интересная встреча воспитанников и педагогов с протоиереем Михайло-Архангельского храма отцом Федором и матушкой Марией.

Подробнее

10 минут на победу или проигрыш

В СК «Олимпийский» состоялось первенство района по русским шашкам среди мальчиков и девочек 2013 года рождения и младше. За победу боролись воспитанники СШ «Олимп», ученики СОШ № 1 и 2. А самым юным участником стал Максим Петренко из детского сада «Ромашка».

Подробнее

Пусть всегда будет Мама!

26 ноября Россия будет отмечать один из самых теплых и душевных праздников – День матери. Он посвящен самому дорогому человеку в жизни каждого из нас. Мама любит своего ребенка таким, какой он есть, она готова жертвовать для него временем, здоровьем, а если придется – своей жизнью. Она так чувствует и не может иначе. Мама выходит своего ребенка в болезни, прочитает сказку на ночь, первой научит читать и писать. Она никогда не предаст, поддержит в любой беде и не отвернется.

Подробнее

Борщ с пампушкой и вареник, гарбузяна каша – вот любимая пища наша!

Неразрывно с историей родной земли, казачьей историей связаны и кулинарные традиции. К такому заключению пришли в детском саду № 6 станицы Октябрьской, где реализуются программы воспитания казачьей направленности.

Подробнее