

Подошел к концу еще один учебный год. В детских садах идут выпускные. А что же ждет детей впереди? Те дети, которые посещали логопедическую группу в нашем детском саду, и родители которых прислушивались к советам логопеда и активно помогали своим малышам, идут в школу наиболее подготовленными, им легче будет усваивать школьную программу, потому что они хорошо разговаривают, знают буквы, а многие уже и читают. У них развиты письменные навыки. Они на занятиях по лексике знакомились с окружающей природой и много узнали об окружающем их мире.
И как тяжело с теми родителями, которые не понимают, не осознают или недооценивают важность и значимость своевременного развития всех сторон речи ребенка, так как навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье, и должно это происходить, как правило, на ранней стадии развития детей. Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся успешно, а другие никак не могут усвоить учебный материал. При этом родителей особенно удивляет то, что в дошкольном возрасте их ребенок, казалось бы, развивался совершенно нормально и был «таким, как все его сверстники».
Число детей с дефектами речи увеличивается с каждым годом. Причины этого: ухудшение экологической обстановки; дефицит йода и фтора; патологии беременности; родовые травмы; ослабленное здоровье детей; различные социально-бытовые причины (частые ссоры или разводы родителей чреваты глубочайшей психической травмой для ребенка). Среди социальных причин появления речевых нарушений прежде всего следует назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения и компьютеров.
По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в детсад, нарушения речевого развития наблюдаются у 90 % дошкольников, относящихся к «группе риска» по возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков. У 86 % дошкольников грубо нарушено звукопроизношение (17-20 несформированных звуков).
Значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Педагогами и психологами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимая материала. Таким школьникам трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку, так как это чревато множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не помогает, к тому же ребенок, как бы «не умеет» эти правила применять. В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении, повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовление школьных уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма нужно начинать с детского сада, а потому важной и неотъемлемой частью работы логопеда является непосредственное включение в коррекционно-педагогический процесс родителей.
Памятка для родителей:
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки. Знайте, что выполнение даже артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Дети с речевыми дефектами очень ранимы, психика их неустойчива, многие из них имеют комплекс неполноценности.
Запомните: похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что: для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система; родители, воспитатели и логопед должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих; необходимо выполнять все, что назначено логопедом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться; ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора. Помните, что ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия, и увлеченный «говорун» сразу сникает.
Наш детский сад, в котором я проработала почти 20 лет, – это островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. И только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов можно достичь хорошего результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Т. Подобная, учитель-логопед МАДОУ №20.