Как Макаренко учил сельских детей на земле работать
В числе Почетных граждан Крыловского района теперь значится и имя Николая Макаренко. За что можно быть удостоенным этого высокого признания земляков?
Хотел быть шофером
Николай Гаврилович родился в 1942 году в небогатой крестьянской семье, проживающей на отделении №2 совхоза «Новосергиевский». Отец всю жизнь проработал механизатором, мама была домохозяйкой. В семье воспитывались восемь детей. Будучи безграмотными, родители постарались дать образование всем.
Николай был самым старшим, в 1957 году окончил семь классов и продолжил обучение в училище механизации станицы Шкуринской. Летом 1958 года группа была отправлена в Алтайский край на производственную практику. Там они убирали хлеб, а после пахали поля.
Вернувшись домой с «корочкой» механизатора, Николай получил новый трактор Т-38 и проработал на нем два года. Но у него была мечта – стать шофером. Оставив работу, он уехал в Ростов-на-Дону и там поступил в автошколу.
В марте 1961 года с удостоверением водителя молодой специалист прибыл домой и сразу устроился шофером на автобазу в станице Октябрьской. А уже в августе того же года его призвали в ряды Советской армии. Он проходил службу в группе советских войск в Германии, в городе Карл-Маркс-Штадте (Хемниц) водителем в зенитном полку Первой гвардейской танковой армии. В батарее был комсоргом, а на третьем году службы обучал молодежь вождению и ПДД. Был награжден знаком «Отличник Советской армии». Николай Гаврилович уже делился с нашими читателями воспоминаниями о своей службе, которая стала настоящей школой жизни.
СКАЗАНО:
– Нам Гаврилыч на занятиях всегда говорил: учитесь работать на земле, изучайте технику, вникайте – это дело будет вас кормить, – рассказал один из учеников Николая Гавриловича. – Мы всерьез этого не воспринимали, ведь для поступления себе уже наметили другие техникумы и вузы, выбрали другие специальности… В итоге мы получили профессии, которые хотели, а кормит, и правда, то дело, которому он учил.
Нет покоя от тяги к знаниям!
Осенью 1964 года по комсомольской путевке в качестве шофера он прибыл на Волгу строить в Горьковской области Заволжский моторный завод.
Но огромная тяга к знаниям не давала покоя, и Николай пошел в вечернюю школу в восьмой класс. Успешно его окончив, в мае выслал документы в Краснодар в отдел профтехобразования с просьбой направить его учиться в Азовский индустриально-педагогический техникум.
Получив вызов, в 1965 году снова отправился учиться. На третьем курсе пошел в вечернюю школу. Через два года практически одновременно получил аттестат и диплом. Свою трудовую деятельность начал в колонии строгого режима города Батайска завгаром. За два года в ней был построен гараж, восстановлена и приобретена новая техника.
После двух лет работы в колонии вернулся на свою малую родину. Руководство совхоза «Новосергиевский» решило направить его учителем в школу – готовить трактористов. К тому времени он был уже на третьем курсе заочного обучения в Зерноградском АИИМСХ. Затем перевелся в Ростовский пединститут и закончил его.
Профессионально-самостоятельная трудовая школа
В школе с нуля начал строительство учебной базы по подготовке трактористов, параллельно обучая ребят профессии. Это был 1972 год. Коллеги отзывались о нем как о человеке творческом, энергичном, хорошо знающим свое дело.
В школе Николай Гаврилович проработал без малого 40 лет. При непосредственном его участии здесь наряду с общеобразовательной была создана профессионально-самостоятельная трудовая школа, имеющая свою учебную и обособленную материальную базы, программу обучения. Ее педколлектив состоял из трех-пяти человек, а на спецсчете имелись свои средства.
Школа профессионального обучения и воспитания для 8-11 классов была составной частью средней школы №9 станицы Новосергиевской. Первая и четвертая четверти отводились на производственную практику, а вторая и третья посвящались теоретическому изучению всех предметов профессии.
Школьники в течение четырех лет изучали устройство, правила безопасной эксплуатации, обслуживание, ремонт и хранение сельскохозяйственной техники. Изучали в полном объеме Правила дорожного движения, учились культурно, грамотно и безопасно управлять транспортным средством.
Награды
- Почетный знак ДОСААФ (1969 год)
- Победитель соцсоревнования
- Отличник народного просвещения (1983 год)
- Заслуженный учитель РФ (2003 год)
Школьник – собственник и труженик на земле
Кроме того, ученики проходили ряд предметов по земледелию, организации и экономике своего труда. Каждый из них обучался не только на больших школьных полях, но и имел свой собственный небольшой (0,05-0,07 га) участок земли, засеянный полным набором овощей, который и являлся на данный год его собственностью. Целью педагога было организовать и отработать вариант полного охвата учащихся комплексной механизированной практикой с апреля по октябрь.
Успехи опытных пришкольных земельных участков измерялись не только цифрами собственного урожая, но и тем, какой получен педагогический эффект в общей системе духовного и профессионального воспитания.
Николай Гаврилович разработал методику проведения производственной практики с опорой на опыт, полученный в результате работы на школьном учебном поле. Материалы по ее проведению были обобщены и представлены на выставке в Краснодаре. На базе школы проводились районные семинары мастеров производственного обучения по ознакомлению с системой работы Н.Г. Макаренко.
На протяжении нескольких лет Николай Гаврилович занимался подготовкой и воспитанием юных инспекторов движения (ЮИД). Труд педагога принес свои успехи, и несколько лет команды юных инспекторов средней школы №9 побеждали на муниципальных, краевых уровнях, участвовали во всероссийских соревнованиях.
Достижения
В 2009 году его воспитанники заняли первое место в абсолютном командном первенстве финала районных соревнований ЮИД «Безопасное колесо». В этом же году они участвовали во всероссийском конкурсе-фестивале и вошли в двадцатку сильнейших.
Поделиться? Не жалко!
Николай Гаврилович вместе со своими учениками построил первый школьный трактородром. Сам сделал пособия из старых списанных двигателей, узлов машин и запчастей. Человек эмоциональный он буквально зажигал окружающих его детей.
Как сейчас помню наше знакомство: будучи начинающим корреспондентом районной газеты, я поехала в Новосергиевскую делать репортаж о жизни сельского округа, зашла в школу пообщаться с учителями. У Николая Гавриловича было «окошко» в расписании… Пара часов за беседой с ним пролетела как пять минут. При том, что человек я совершенно не технического склада, его учебная лаборатория меня сразила: разные технические узлы и агрегаты в разрезе – и все реально двигается и работает!
Ученики говорили, что не любить его предмет было невозможно.
Посвятив школе без малого 40 лет, и на заслуженном отдыхе Николай Гаврилович не умеет сидеть без дела: он продолжает совершенствовать свои программы по обучению детей Правилам дорожного движения, придумывает новые для дошколят и их родителей, разработал схемы велогородка и велопешеходного городка, которые можно реализовать в жизни.
Что самое главное, он совершенно бескорыстно готов делиться своими наработками со всеми, кому это интересно: важно научить детей безопасности на дорогах, сохранить их жизни и здоровье.
Марина Любченко.