

Самое главное и важное для каждого нормального родителя – жизнь его ребенка. И важно не просто одеть и накормить, важно воспитать и привить необходимые навыки. Об одном из таких жизненно необходимых навыков мы и поговорим сегодня. Это дорожная безопасность, азы которой надо начинать изучать чем раньше, тем лучше.
Так считает ветеран педагогического труда Николай Гаврилович Макаренко, воспитанники которого – школьники – юные инспектора движения – неоднократно становились призерами краевых и всероссийских соревнований ЮИД. Много лет сотрудничая с работниками детского сада № 2 станицы Новосергиевской Марией Александровной Городиловой и Аллой Ивановной Николаенко, он разработал детскую ролевую игру с участием родителей, состоящую из двух сценариев. К ней Николай Гаврилович сделал два наглядных стенда и передал их в детский сад. А сегодня обращается ко всем родителям района, бабушкам и дедушкам.
Ликвидируем главное «НЕ» – незнание базовых основ правил дорожного движения для пешеходов
В нашем обществе может бытовать спорный вопрос: нужно ли дошколят обучать дорожной безопасности? Если да, то с какого возраста можно начинать?
Давайте исходить из того, что дети в силу своих возрастных психофизических особенностей всегда были и будут наиболее уязвимыми участниками дорожного движения сразу по нескольким причинам:
- неустойчивость нервной системы;
- неадекватная реакция на внеш-ние раздражители;
- неразвитый инстинкт самосохранения;
- неспособность к быстрому анализу ситуации…
Сплошные «НЕ», которые нельзя отменить. Но можно и нужно ликвидировать главное «НЕ» – незнание базовых основ правил дорожного движения для пешеходов. И пусть ребенок до конца не осознает, насколько важную и нужную информацию он получает, со временем это понимание придет, а полученный в детстве навык будет востребованным постоянно.
А потом давайте подумаем: кто может ответить, с какого возраста надо формировать безопасный человеческий фактор будущего пешехода и водителя? Сегодня на дорогах нашей страны больше всего дорожно-транспортных происшествий происходит именно из-за человеческого фактора. Не из-за неисправности техники, не из-за дорожной инфраструктуры, а именно по вине непосредственных участников дорожного движения – водителей и пешеходов, которые были плохо подготовлены. К стыду нашего общества, до сих пор нет учебника для пешеходов, а роль родителей по наставлению своих детей о безопасности на дорогах порой равна нулю.
Дорожная безопасность для пешеходов состоит из двух частей: базовой основы и дополнительной информации.
Базовая основа – это вариант безопасного движения пешеходов вдоль и поперек дороги, наработанная и четко определенная человечеством за много лет. Пятилетний ребенок способен принять и запомнить на всю оставшуюся жизнь эти варианты через ролевую игру в юных инспекторов движения с помощью сценариев «Дорога-1» и «Дорога-2». Главное, что должен понять и запомнить ребенок еще в детском саду: пешеходы движутся по дороге вдоль и поперек. Должен запомнить, сколько вариантов безопасного движения и как они называются. Запомнить дорожные знаки: пешеходный переход, пешеходная дорожка, надземный и подземный пешеходный переход. Это и есть начало формирования безопасного человеческого фактора.
Дополнительная информация гораздо шире, она намного сложнее по содержанию. Нам, взрослым, надо знать и понимать, что она расходится по всем восьми вариантам, дополняя их и разъясняя.
Сколько надо учить?
В течение года детей надо направлять на запоминание правильных ответов. После первоначального знакомства с вопросами и ответами надо проанализировать общий результат усвоения. Если большинство детей понимают и принимают информацию – есть возможность побеседовать с родителями о дополнительном изучении дома.
Большую помощь окажут родители способных детей. Сценариев два, и первый можно изучать в первом полугодии в саду и дома, а второй – во втором полугодии. Совместная работа воспитателей и родителей, несомненно, даст хороший результат. Дети будут просто выступать перед сверстниками, показывая все на стенде, играя роль юного инспектора движения. Еще лучший результат будет, когда садик передаст в школу группу ЮИДовцев.
Тренировка памяти ребенка: вопрос-ответ
- Кто считает себя пешеходом? Поднимите руку. (Ответ: я считаю себя пешеходом).
- Как называется опасное место для пешеходов в нашей станице. (Ответ: опасное место для пешеходов – дорога).
- Что такое дорога? (Ответ: полоса земли, покрытая асфальтом или гравием, приспособленная для движения транспорта).
- Что такое транспортное средство? (Ответ: транспортное средство – это велосипед, мотоцикл, автомобиль, автобус, трактор).
- Для чего предназначена дорога? (Ответ: дорога предназначена для движения транспортных средств и пешеходов).
- Транспортное средство на дороге опасно для пешеходов? (Ответ: да, ТС на дороге опасно для пешеходов).
- В каком направлении пешеходы движутся по дороге? (Ответ: пешеходы движутся вдоль дороги, поперек дороги).
- Движение пешеходов вдоль дороги опасно? (Ответ: да, движение пешеходов вдоль дороги опасно).
- Движение пешеходов поперек дороги опасно? (Ответ: да, движение пешеходов поперек дороги опасно).
- Что обязан знать каждый пешеход? (Ответ: каждый пешеход обязан знать варианты безопасного движения вдоль и поперек дороги).
- Сколько вариантов безопасного движения вдоль дороги? (Ответ: четыре).
- Назовите варианты безопасного движения вдоль дороги. (Ответ: пешеходная дорожка; тротуар; левая обочина навстречу движущемуся транспорту; левый край проезжей части навстречу движущемуся транспорту).
- Сколько вариантов безопасного движения поперек дороги? (Ответ: четыре).
- Назовите варианты безопасного движения поперек дороги. (Ответ: надземный и подземный пешеходный переходы; на перекрестке; пешеходный переход «зебра»; в произвольном месте, если нет пешеходного перехода).
- Как называются эти дорожные знаки? (КАРТИНКА) (Ответ: 1 – надземный пешеходный переход, 2 – подземный пешеходный переход, 3 – пешеходный переход «зебра», 4 – пешеходная дорожка).
- Где устанавливаются эти знаки? (Ответ: перед надземным и подземным пешеходными переходами, перед пешеходным переходом «зебра», перед началом пешеходной дорожки).
Экспертное мнение
«Только вместе!»
Анастасия Широкая, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения:
– Подходы к обучению детей могут быть разными. Предлагаемый вариант отличается от занятий, которые проводят в детских образовательных учреждениях инспектора дорожного движения: мы в первую очередь ориентируем детей именно на безопасные пути: вдоль дороги – пешеходная дорожка и тротуар, поперек – подземный и надземный пешеходный переходы. Здесь речь идет обо всех возможных. Но, самое главное, в чем невозможно не согласиться с Николаем Гавриловичем: обучение ПДД надо начинать с дошкольниками, обучение должно быть системным, и это задача не только педагогов и инспекторов, но и родителей – только вместе!