Что такое мудрость? Сегодня в эпоху Тик-тока, когда трибуна для публичных высказываний открыта для всех, а большинство глупых людей никогда не сомневается в своей правоте, каждый желающий может безнаказанно и публично оболгать хорошего человека, и ему безоговорочно поверят.
Почему так происходит? Почему мы так легко верим откровенной клевете и лжи? Святые отцы христианства говорят о том, что человеку легко принять то, что соответствует его внутреннему устройству. То есть нам легко принять то, чем наполнена наша душа. Если она устремлена к добру и правде, то ей трудно поверить в злые замыслы людей, она не увидит их даже там, где они есть. Таких людей у нас принято называть наивными. Но с точки зрения христианства это глубокое заблуждение. Не видеть зла – не означает ему потворствовать. Это означает другое – быть наполненным добром и игнорировать зло, а значит препятствовать его умножению и распространению.
В нашей семье никогда не говорили о людях плохо. Ни о ком: ни о близких, ни о дальних. Это было тем самым бабушкиным уроком, который полезно было усвоить, потому что представление ребенка о мире, наполненном добром и хорошими людьми, открывает для него необходимость творить добрые дела самому, вне зависимости от того, кто рядом. Эта христианская черта, глубоко укоренившаяся в людях, играет охранительную роль. Но она простирается дальше и глубже, чем это принято считать в нашем обществе, где христианские представления о добре и зле несколько смещены и размыты и рассматриваются с точки зрения сиюминутной пользы.
Человек больше своего тела, и его жизнь выходит за его рамки. Это базовое знание, без которого невозможны никакие благородные движения человеческой души: подвиг, прощение, милосердие, бескорыстие. Человек, вектор души которого направлен только на практическую пользу и сиюминутную выгоду, никогда не познает Бога, потому что Бог любит смелых. Он любит людей, способных презреть благополучие, опасность, а в решающие моменты даже смерть. Это и есть настоящая доброта, а вовсе не слащавое и льстивое потворство и соглашательство со злом. Ум, облагороженный добротой, и есть мудрость.
Люди старых времен были более суровы, к этому располагала не только суровость жизненных условий, но и аскетика православной веры, которая была фундаментом всего жизненного уклада и тех духовных ценностей, которые определяли поступки людей.
И тогда люди совершали ошибки, грешили и были далеки от совершенства, но они знали заповеди Господни и никому в голову не приходило подвергать их сомнению и стремиться оправдывать грех. При этом принято было избегать осуждения людей. Наша прабабушка Хвостик Анна Сысоевна (в девичестве Николаенко) избегала старушкиных посиделок, считая их убийцей времени и рассадником бесполезных сплетен. Этому времяпрепровождению она предпочитала чтение и общение со своими близкими, была немногословна и осторожна в суждениях. Хотя не избегала рассуждений, обладая светлой головой и критическим умом. Но осуждать людей избегала, отдавая суд над ними одному Богу. Ведь только Ему ведомы все уголки человеческой души и мотивы наших поступков, непонятные даже нам самим.
Все эти свойства души были присущи подавляющему большинству людей старого поколения, родившихся в царской России, и обеспечивали душевное здоровье, отпугивающее и физические недуги. Мы никогда не видели у бабушки таблеток, а свои больные суставы она ездила лечить на грязи, благо богатое их месторождение располагалось рядом, на реке Ея, вблизи земель их казачьих земельных наделов у х. Причтового. Замечательный вид лечения, увы, теперь почти забытый…
Е. Дорошенко, руководитель проекта «Бабушкин сундучок» Крыловского Дома детского творчества.