«Нашему сыну скоро пять лет. Поскольку он часто болел, в детский сад мы его отдавать не стали, была возможность оставаться с ним дома (я работаю удаленно), и бабушка у нас всегда готова с внуком посидеть. В последнее время меня стало беспокоить то, что сын не играет с другими детьми. Когда к нам приходят друзья с детьми или мы идем в гости, он не играет со сверстниками, а не отходит от нас с мужем.
Стоит ли об этом беспокоиться или это особенность возраста и мальчик перерастет? А если нет, то что нам делать, не будет ли проблем, когда ребенок в школу пойдет?
Ольга, Крыловская».
На вопрос нашей читательницы мы попросили ответить педагога дополнительного образования Елену Постол, поскольку, ведя занятия творческого объединения «АБВГДейка», Елена Евгеньевна работает именно с ребятами, которые не посещают детский сад.
– То, о чем рассказывает мама, называется детской застенчивостью. И ее беспокойство на самом деле обосновано. Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Если ее никак не корректировать, она порождает ряд существенных трудностей, которые переходят из детства во взрослую жизнь. Это проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность.
По определению, быть застенчивым – значит бояться общения. Застенчивый малыш воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определенную угрозу. Застенчивость может быть избирательной или же распространяться на все окружение. Побороть ее можно, но для этого нужны усилия всех взрослых, общающихся с ребенком. И чем раньше начать это делать, тем лучше.
Что делать родителям? Для начала расширяйте круг общения ребенка, чаще приглашайте к себе его друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршрут прогулок, учите спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
Не стремитесь к тому, чтоб оградить ребенка от всего. Дайте ему возможность проявить самостоятельность и активность, дайте ему определенную меру свободы действий. Постоянно укрепляйте его уверенность в себе и своих силах.
Давайте ребенку поручения, связанные с общением. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
Поддерживайте малыша, подчеркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.
Уверена, у вас все получится, но если вдруг поймете, что время идет, а сами вы с проблемой не справляетесь, не стесняйтесь обратить за помощью к педагогам и психологам – в этом нет ничего зазорного. Самое главное – помочь ребенку почувствовать себя комфортно в окружении сверстников и взрослых.