Новости

«Меня так и называют – «последний из могикан», – смеется ветеран


«Меня так и называют - «последний из могикан», - смеется ветеран
“”

Свой рабочий день рано утром он начинал с того, что заходил в автобус и говорил: «Здравствуйте, я водитель первого класса Владимир Елизарович Беседа»… А потом отправлялся по маршруту Крыловская – Краснодар или Крыловская – Ростов. Вся его жизнь похожа на длинный маршрут с остановками в городах, малых населенных пунктах, наполненный встречами и общением с разными людьми.

А отправной точкой его жизненного маршрута стала станица Октябрьская, где он в 1928 году появился на свет. Свой трудовой путь начал в 1943 году, когда после освобождения станицы от немцев 15-летним пареньком пришел работать на железную дорогу учеником строгальщика.

Он хорошо помнит, как во время войны через станцию шли на юг военные эшелоны, а с юга – санитарные составы с ранеными. Во время бомбежек они прятались в бомбоубежище, а потом выходили восстанавливать пути, чтобы не срывать график движения поездов.

В 1944 году вступил в комсомол.

– Райком комсомола был в Крыловской. Отправились туда из Октябрьской пешком. Нам задали вопросы, провели инструктаж и вручили билеты. Сразу же мы были зачислены в отряд ДНД при отделе милиции на железной дороге. Вместе с сотрудниками дежурили на перроне, следили за порядком, когда останавливались поезда. Молодость…

Владимир Елизарович немного помолчал…

– Не скажу, что сегодня молодежь плохая, нет. Время другое, и молодежь другая. Мы недоедали, одевались проще. Бывало, отработаешь 10 часов, а потом носилки в руки и на дорогу – пути восстанавливать. За это никто не платил, но и силой никто не гнал – просто понимали, что мы все делаем для себя, чтобы нам же было лучше. Вот наркоманов у нас не было. Курили самосад. Цигарку скрутишь, выкуришь, а потом к девушке подходишь…

У меня невольно вырвался вопрос:

– А в партии вы были?

– Нет. В армии агитировали вступить, но я считал тогда, что не готов стать коммунистом…

В 1946 году Володя перешел в кузницу, молотобойцем, а в 1948 его призвали в железнодорожные войска. Сначала он попал в полковую школу в Сталинграде. Через год получил звание младшего сержанта и вместе с другими был направлен на строительство железной дороги Морозов – Цимлянское. После трех с половиной лет службы захотелось молодому парню попробовать себя на флоте, так сказать, похвастать тельняшкой. Пошел матросом в торговый флот, на краснознаменный теплоход «Львов».

– Как-то капитан вызывает меня к себе, – вспоминает Владимир Елизарович, – и спрашивает: «Сынок, ты думаешь связать свою жизнь с морем?» «Нет», – отвечаю. «Тогда уходи», – говорит он. – Вот я – капитан, и здесь я – Бог и царь, а выйду на сушу, и пастухом никто не возьмет»… Поэтому я с флота ушел и поступил в Тихорецкое училище механизации. Через год держал в руках корочки тракториста-машиниста широкого профиля и нас всей группой отправили поднимать в Казахстане целину.

На прицепном комбайне молодой механизатор добился хороших показателей и получил путевку на ВДНХ. А через время его признали лучшим комбайнером района, премировали машиной «Волгой».

– Только денег у меня не было, чтобы машину выкупить, – продолжает рассказ Владимир Елизарович, – и я ее уступил другому парню, который был по результатам на втором месте.

Тогда Владимир уже был женат на местной девушке, у них родился сын Сергей. Так бы, может быть, и остались супруги на целине, но врачи посоветовали им сменить климат – ребенку он не подходил. Поэтому в 1965 году молодая семья приехали в Октябрьскую.

Местом работы Владимир выбрал автохозяйство. Два года работал на грузовом транспорте, а потом пересел на автобус. Сначала это были поездки по станицам и хуторам, а с 1967 – междугородные маршруты – Краснодар, Ростов. Кроме того, Владимира и еще четверых водителей отобрали для перевозок детей.

– Возили детей на море – в Анапу, Джубгу, Новомихайловку. Помню одну поездку. Ехали в Новомихайловскую. Дорога узкая, с одной стороны почти отвесная скала. И вдруг движение остановилось. А это медведь на скале устроился и вниз на дорогу камни сбрасывает. Вызвали милицию. Оказалось, что мишка часто так развлекался. После выстрела в воздух косолапый убежал, а мы поехали дальше…

Вот так и работал водитель первого класса Владимир Елизарович до ухода на пенсию. В его арсенале медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (он труженик тыла), медаль «За освоение целины», «Ветеран труда», юбилейные – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Каждый год В.Е. Беседа получает поздравления от Президента России и губернатора Кубани.

«В общем, в жизни все удалось», – считает он. В свои 89 лет Владимир Елизарович не жалуется на здоровье (так, давление иногда чуть шалит). К сожалению, после 45 лет супружества ушла из жизни жена, с которой жили душа в душу, но Владимир Елизарович не остался один – у него есть сын Сергей, внук, правнуки, рядом всегда невестка, о которой свекор отзывается очень тепло.

– Из тех, с кем я работал на железной дороге, уже никого нет. Меня так и называют – «последний из могикан», – смеется ветеран. – Да и из автохозяйства моих ровесников, наверное, почти никого не осталось…

Остается только добавить, что настоящим мужчиной Владимир Елизарович считает того, кто не обижает женщину, любит свою семью, своих детей и внуков.

– Еще надо быть просто порядочным человеком. А вот женщина должна быть красивой (жена-то у меня была красавицей) и самостоятельной, не должна ни в чем зависеть от мужа, только так, – поставил точку в разговоре В.Е. Беседа.

О. Кайдаш.