Новости

Автогражданские страхи


Какие нововведения ждут систему ОСАГО?

Обязательное страхование автогражданской ответственности хоть раз вызывало головную боль у каждого водителя. Многодневные очереди за полисами, навязывание дополнительных услуг, низкая оценка авто после ДТП, затягивание выплат – только очевидные «круги ада».

В РСА открыто говорят: южные регионы – самые проблемные с точки зрения ОСАГО. Причём как для самих автовладельцев, так и для страховых компаний. Функционирование этого рынка находится в федеральном управлении, и на местах разрубить гордиев узел сложно. Но можно.

Перешли на «зеленый»

Ещё в 2016 году на почту губернатору Вениамину Кондратьеву письма с жалобами на сложности в оформлении «автогражданки» стали приходить пачками. Тогда губернатор провел расширенное совещание со всеми заинтересованными сторонами – от страховщиков до силовиков и представителей Центробанка, в чьем ведении находится ОСАГО. Чего удалось достичь и какие проблемы еще остались нерешенными, обсуждали на днях в Краснодаре.

– Благодаря вмешательству правоохранительных органов, прокуратуры края, федеральных ведомств и, прежде всего, Банка России, ситуация в крае с красного цвета перешла на желтый, где-то – даже на зеленый, – отметил Вениамин Кондратьев.

Электронное спасибо

На улучшение ситуации повлияла и популяризация электронного оформления ОСАГО: если раньше страховые компании могли вводить эту функцию на свое усмотрение, то с 1 января 2017 года это стало обязательным для всех участников рынка. Автовладельцы помнят, что сперва купить страховку онлайн было практически нереально – система «висла» часами. Больше, как уверяют в Центробанке, такой проблемы нет.

– Главная задача сейчас – обеспечить бесперебойную работу сайтов-страховщиков. Около 60 компаний имеют лицензию на продажу ОСАГО, раньше их было больше 80. Как видите, рынок чистится, – рассказал на совещании заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин. – Электронные полисы наиболее популярны в южных регионах – каждый пятый в России приходится на Краснодарский край.

– При этом у нас есть муниципалитеты, где интернет подводит, а оформление страхового полиса должно быть одинаково доступно как в городах, так и в небольших населенных пунктах. Если при этом в районе закрывается офис страховой компании – ехать за полисом приходится десятки километров! Этот вопрос нуждается в доработке, – считает губернатор Вениамин Кондратьев.

Отодвинуть спекулянтов

Тема ОСАГО подогревается еще и количеством заинтересованных лиц: на тысячу человек в одном только Краснодаре приходится в среднем 437 автомобилей, даже в Москве меньше – 417. При ДТП автовладельцы часто не хотят заморачиваться и продают дело «автоюристам» – и те через суд «выжимают» из страховой компании уже совсем другие деньги.

– По итогам 2016 года средняя выплата по Краснодарскому краю составила порядка 122 тысяч рублей – это почти в два раза выше, чем в Москве или в Санкт-Петербурге, – говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. – Страховые компании в регионе несут колоссальные убытки.

Во многом из-за мошенничества: разного рода дельцы в последнее время становятся все изобретательнее.

– Это страхование заведомо неисправного транспорта, подстроенные ДТП, завышение независимыми экспертами ущерба от аварии, – рассказывает начальник региональной полиции Юрий Кузнецов. – Только с начала 2016 года на Кубани зафиксировано 223 факта различного рода мошенничества.

ОСАГО по-новому

Перекрыть такую проторенную дорожку должно внесение поправок в закон об ОСАГО – на днях Госдума уже приняла его во втором чтении. Суть в том, чтобы максимально вывести из отношений наличные деньги: после ДТП автовладелец может рассчитывать не на денежную выплату, а на ремонт машины. Правда, нововведение коснется только вновь заключаемых договоров.

Вариант получить деньги на руки все же останется. Взять компенсацию наличными смогут те, у кого ремонт стоит дороже, чем лимит по ОСАГО, либо те, у кого машина не подлежит восстановлению. Кроме того, денежная выплата предусмотрена тем, кто получил в результате ДТП ущерб здоровью средней и высокой тяжести, а также инвалиды I и II группы.

– Предполагается, что закон начнет действовать через 30 дней со дня официального опубликования, – комментирует заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин. – За ремонт автомобиля будет отвечать страховая компания, и если владелец окажется не удовлетворен ремонтом, он пожалуется в эту же страховую компанию.

Поправками установлены также и требования к ремонту: срок, место проведения и качество деталей…

– Нужно понимать, кто будет определять СТО, на какой основе, кто и как будет взаимодействовать со страховыми компаниями, чтобы мы не породили очередную «кормушку». Автострахование – обязательное, и наша задача – создать условия, чтобы этот механизм работал без сбоев, – заключил губернатор Вениамин Кондратьев.

Ольга Филатова.

Предыдущий материал