Как известно, перед современным образованием стоит цель не только обучать, но и формировать всесторонне развитую личность, способную ставить перед собой цели и достигать их. Поэтому учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ уже третий год базируется на новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), согласно которому выпускники должны обладать целым комплексом достаточно развитых психологических качеств.
Безусловно, неоценимый вклад в развитие младших школьников привносит первый учитель, но немаловажная роль отводится и школьному психологу. Развитие познавательных процессов, личностных качеств, коммуникативных и регулятивных навыков – это трудоёмкий процесс, который не всегда в полной мере укладывается в 40 минут урока. В нашей школе работа по стандарту, начатая учителем на основных уроках, продолжается на занятиях психологического кружка «Мир внутри и вокруг нас», а также на индивидуальных занятиях.
И первые результаты получены в третьем классе (кл. рук М.Ю. Войтюхова). Эти дети первыми начали обучаться по новому образовательному стандарту. Результаты психодиагностики, проведенной в конце второго класса, в лучшую сторону отличаются от исходной диагностики тех же детей в начале школьного обучения. Например, на момент поступления в школу высокий уровень развития памяти наблюдался примерно у 58% первоклассников, а к концу второго класса этот показатель вырос до 89%; адекватная самооценка была лишь у 4% учащихся, к концу второго класса их стало 32%; в начале у 46% детей на высоком уровне была сформирована способность продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, а к концу второго класса эта цифра выросла до 61%.
Учащиеся научились разнонаправлено мыслить, лучше удерживать произвольное внимание, выстраивать свою речь более объективно оценивать себя, контролировать свое поведение, и более продуктивно общаться с окружающими людьми. Это те качества, которые необходимы не только школьнику для успешной учебы, но и каждому взрослому человеку для самоопределения и достижения профессиональных успехов.
Вклад родителей в развитие детей неоценим. Анализируйте с ребенком успехи и неудачи, вместе ищите выход из трудных ситуаций, проявляйте заинтересованность в его учебе, помогайте в подготовке домашних заданий. Если в вашей школе есть психолог, обращайтесь за помощью и консультациями, не упускайте такую возможность! А мы, в свою очередь, применим все знания и практические навыки для того, чтобы помочь вам разобраться в возникших вопросах и проблемах.
Для успеха любого педагогического процесса очень важна совместная работа учителя, психолога, родителей и самих учащихся. В этом случае положительный результат неизбежен!
У. Калинич, педагог-психолог СОШ № 6.