Во всём мире газеты доставляются подписчикам по утрам. В России, в частности на Кубани, в лучшем случае – к концу дня, в худшем – раз в неделю сразу несколько номеров. От этого страдают все. Информация и комментарии, которые оперативно собирают журналисты, не поступая вовремя к читателю, теряют свою актуальность. Как говорится, «протухают».
Проблемы подписки на газеты и их доставки возникли не сразу и не вдруг. Они росли как снежный ком, но уже приняли такие масштабы, что не реагировать на них нельзя. Но где выход? Этот вопрос обсудили участники круглого стола, состоявшегося в краевом отделении Союза журналистов России.
Вот некоторые моменты этой дискуссии.
Владимир КОЛЕСНИК, первый заместитель главного редактора газеты «Вольная Кубань»:
– Я не знаю, насколько оправдало себя укрупнение почтовых отделений, так как на почте стало хуже: это касается и индивидуальных подписчиков, и предприятий. Материал с призывом не допустить информационный коллапс мы опубликовали 11 января и обратились к губернатору и председателю ЗСК с просьбой что-то сделать, чтобы решить проблему доставки.
Владимир БУРЛАКОВ, главный редактор газеты «Новороссийский рабочий»:
– 67 процентов подписчиков отказались от нашей газеты по причине нерегулярной её доставки. Газета пятиразовая, оперативно откликается на краевые и муниципальные события. Почта России перечеркнула не только труд журналистов, но и посягнула на полномочия федеральных, краевых и местных институтов власти, поскольку правовые документы, информация о деятельности власти, которые публикуются в нашей газете, приходят к людям с опозданием.
Ольга ГОРОХОВА, первый заместитель руководителя краевого департамента по делам СМИ:
– Я бы хотела вернуть те времена, когда, будучи государственными, и почта, и газеты садились вместе с начальником районного, городского, краевого почтамта и обсуждали подписку. Сегодня мы от товарищеских отношений переходим на жёсткий язык коммерции. В том числе и поэтому тираж, который набирается через почту, снижается в среднем на 7-10 процентов, с 2008 года мы потеряли 54 тысячи подписчиков.
Как будем строить отношения с почтой, подумаем вместе. Есть опыт области по созданию службы собственной доставки. Есть альтернативные предприятия, которые готовы занять эту нишу. Словом, проблема не тупиковая.
Александр ХАРЧЕНКО, руководитель ГУП КК «Газетное издательство «Периодика Кубани»:
– Сегодня в обществе обсуждается вопрос, сколько проживёт печатная пресса, убьёт ли её Интернет. А я думаю, если прессу кто-нибудь и погубит, то это система распространения печатной продукции. Мы ежедневно сталкиваемся с проблемами: люди не хотят выписывать газеты, потому что их приносят раз в неделю, а то и вообще не приносят. Есть правила распространения печатной продукции, и если они нарушаются, то в процесс должна вмешаться Федеральная антимонопольная служба.
Георгий ОСЕНЧАКОВ, генеральный директор ФГУП «Почта России»:
– За последние несколько лет подписка в крае упала на три-пять процентов. У нас много проблем, которые сказываются на работе, одна из них – по всему краю не хватает отделений связи. Другая проблема – отсутствие в многоквартирных домах абонентских ящиков. На хуторах нет тротуаров, а на улицах – адресных вывесок. Все это влияет на доставку. Чтобы все отделения связи работали, надо создать условия для работы.
Почтальон – профессия не престижная. Средняя зарплата – 10 тысяч рублей. Чтобы ее повысить, я должен сократить нерентабельные сельские отделения, а если их две трети? Проблема есть, но надо, чтобы на неё обратило внимание правительство.
Владимир ЧЕПЕЛЬ, председатель комитета ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи:- Мы готовы провести мониторинг, два раза в год слушать отчёт руководства Почты России. Не хватает помещений под отделения связи? Будем с муниципалитетами решать. Нет почтальонов? Определимся, как законодательно добиться для них доплат. Необходимо вместе с главными редакторами обсудить вопрос создания альтернативной службы доставки газет в крае. Нет в многоквартирных домах почтовых ящиков? Вместе с квартальными и ТСЖ можно решить и этот вопрос в городах и посёлках. Надо поставить задачу перед муниципалитетами, повесить таблички с названиями улиц и номерами домов. Редакторам газет, почте, перевозчикам следует собраться вместе и решить проблему с оптимизацией графиков доставки.
Татьяна ХЛОПОВА, председатель комитета по информационной политике ЗСК:
– На этом заседании круглого стола я увидела, сколько людей искренне переживают за то, что происходит с доставкой газет. Я приглашаю всех присоединиться к работе нашей комиссии по этому вопросу. Кстати, Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта представить положения по модернизации Почты России. И мы можем внести свою лепту в обсуждение программы модернизации, направить предложения.
Разговор получился жестким, но деловым, несмотря на эмоции. А в каждом выступлении были свои рациональные идеи. В целом же проблемы, поднятые за круглым столом, настолько захватили его участников, что и после завершения дискуссии продолжились разговоры и споры. Значит, задело за живое, а коли так, ситуация небезнадёжна.
Главный вывод, к которому пришли участники дискуссии, – у редакций должны быть партнёрские отношения с Почтой России. Они обозначили шесть позиций, по которым предстоит серьёзная совместная работа.
Необходимо обсудить целесообразность укрупнения почтовых отделений, ведь после того как оно было проведено, людям стало неудобно оформлять подписку – часто просто далеко идти.
Редакции должны беспрепятственно получать каждую декаду информацию о ходе подписки на свою газету.
Принять участие в работе комиссии ЗСК, обсудить с депутатами новый закон о почте и внести в него свои предложения.
Замечания, предложения по работе почты, подписке и доставке газет все желающие могут присылать на сайт краевого отделения Союза журналистов www.s-kub.ru.
«Кубанские новости».