19 марта моряки отмечают свой профессиональный праздник – День подводника. Учрежден в честь 90-летия выделения подводных лодок в отдельный класс боевых кораблей (1906 г.). Но постройка первой подводной лодки на Руси осуществлена намного раньше.
В 1719 году подмосковный крестьянин Ефим Никонов подал челобитную Петру I о разрешении строительства «Потаенного судна». Петр вызвал Никонова в Санкт-Петербург и приказал ему приступить к работе «таясь от чужого взгляда». На территории Галерного двора на берегу Невы отвели специальный участок с амбаром для подготовки к построению судна, закладка которого состоялась 3 марта 1720 года. Этот первенец имел цилиндрический деревянный корпус, обтянутый сыромятными кожами. Никонов придумал оригинальный механизм погружения. Вода поступала в балластную цистерну в виде прямоугольного ящика через 5000 отверстий тоньше волоса в свинцовых досках, чем достигалось медленное и равномерное заполнение. Откачка воды при всплытии осуществлялась ручным насосом. В движение лодка приводилась двумя парами весел, пропущенными через отверстие в бортах со специальными кожаными уплотнениями.
«Потаенное судно» было спущено на воду в 1721 году и летом того же года прошло его испытание на Неве в присутствии Петра I. После удачных испытаний первой модели Петр приказал Никонову строить подводное судно «полных пропорций».
В 1722 году подводная лодка была готова, но при спуске на воду произошла авария: лодка ударилась днищем о камни, стала наполняться через пробоину водой и потому была вытащена на берег. Петр повелел исправить повреждение, посоветовал усилить днище и, приободрив упавшего духом изобретателя, строго повелел, «чтобы никто ему конфуза в вину не ставил». Ремонт был успешно завершен к 1724 году. Тогда же появилось и вооружение – «огневые трубы». Но тут Петр умер и «потаенное судно» так и не было спущено на воду. Его поставили в амбар «от чужого глазу, под крепкий караул, впредь до повеления». Повеление так и не последовало. Подводная лодка Никонова была заброшена. К маю 1834 года в Петербурге была построена подводная лодка К.А. Шильдера. Это было первое железное судно в России, и кроме того, это был первый в мире подводный ракетоносец.
В 1861 году проект подводной лодки разработал И.Ф. Александровский. Особый успех в конце XIX века выпал на долю С.К. Джевецкого. Первая лодка была им построена в 1878 году в Одессе на собственные средства. На лодке впервые была применена система регенерации (очистки воздуха). В 1878 году построен второй, более совершенный экземпляр, который был показан императору Александру III и произвел благоприятное впечатление. Царь приказал построить серию из 50-ти лодок для охраны приморских крепостей. Это был первый в мировой практике случай крупносерийной постройки однотипных подводных лодок.
Первой полноценной боевой подводной лодкой с двигателем внутреннего сгорания для надводного, с электродвигателями для подводного хода и торпедными аппаратами стал «Дельфин», сданный флоту в 1904 году.
Русско-японская война (1904-1905 гг.) стала основным толчком в создании регулярного подводного флота. К концу войны во Владивостоке находились уже 13 подводных лодок, которые воспрепятствовали прямому нападению японской эскадры адмирала Камимуры на Владивосток.
Свое значение субмарины наглядно подтвердили в ходе Первой мировой войны, используя торпедное, минное и артиллерийское оружие. На всех морских театрах подводными лодками было потоплено 237 боевых кораблей, а судов торгового флота – общим водоизмещением около 19 миллионов тонн.
За период с 1930 по 1939 годы для флота страны было построено 180 больших, средних, малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР имел самое большое количество подводных лодок в мире – 212.
Переломным этапом в истории подводного флота явилось внедрение на подводных лодках в 50-е годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.
В ближайшей перспективе подводный флот России пополнится подводными ракетными крейсерами стратегического назначения: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Святитель Николай». Эти подводные крейсеры являются подводными лодками четвертого поколения и будут вооружены новым ракетным комплексом «Булава». Уделяется должное внимание строительству новейших малошумных дизель-электрических подводных лодок.
Профессия военного моряка-подводника всегда была окружена ореолом таинственности и романтики. Далеко не каждый сможет вжиться в эту не простую профессию. Уж очень специфична служба, и потому в ней остаются, как правило, люди решительные, смелые, уживчивые и терпеливые. Представьте себе: 90 суток нахождения в море для атомных подводных лодок и 45 суток – для дизель-электрических (согласно руководящим документам), а в замкнутом пространстве – одни и те же лица. И очень жесткий, монотонный ритм корабельной жизни: четыре часа сон, четыре – вахта… А случись аварийная ситуация, никто из отсека не может уйти. Человек должен бороться за живучесть подводного корабля до конца, победить или погибнуть, чтобы спасти товарищей. Герой Советского Союза подводник Магомет Гаджиев, сложивший голову в Арктических морях в борьбе с фашистами-захватчиками, сказал вещие слова: «Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке: либо все побеждают, либо все погибают». Служба на подводных кораблях – это своеобразный образ жизни, это, если можно сказать, особое состояние души. И что прежде всего отличает подводника – честность перед самим собой и перед экипажем. Пошутить в подплаве могут, обмануть – нет, даже в мелочах. А как встречают подлодку, которая возвращается к родным берегам. Как героев! Из корпуса подводного корабля выходят на пирс изрядно побледневшие от длительного пребывания под водой люди. Но в глазах светится радость от встречи с любимыми, с родными и друзьями: «Все в порядке, мы дома!» Ради столь волнующего момента, пожалуй, и стоит накрепко связать судьбу с этой удивительной профессией.
Подготовили: М. Подкладышев, капитан 2 ранга в отставке, подводник, председатель районного совета ветеранов; О. Кайдаш.