На заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как правило, вызывают родителей, потому что они стали главными нарушителями – не выполняют элементарные требования по воспитанию детей. Двух таких горе-мам заслушивали на последнем заседании. На молодую женщину было составлено сразу несколько протоколов, а содержание их почти одинаково: когда бы к ней ни приехали, в доме грязно, вещи в беспорядке, нет постельного белья, на столе немытая посуда с остатками прокисшей еды, отчего вонь и рой мух. Всякий раз она обещает, что сделает уборку, но ничего не меняется. И первый вопрос, который задала ей специалист отдела по делам несовершеннолетних администрации района В.А. Бабич, был: «Навела ли ты, наконец, порядок в доме?» Ответ был отрицательным, дескать, это сожитель виноват: пришел пьяный, расстроил ее, да еще две свиные головы принес, велел сварить. Как выяснилось, сожитель явился домой вечером, после работы, шабашил где-то, а женщина весь день бездельничала. А ведь в доме малолетняя дочь, которая в этом году только пойдет в первый класс. И она вынуждена жить в таких антисанитарных условиях. Женщине вынесли предупреждение и пригрозили лишить ее родительских прав. Однако, судя по равнодушной реакции, такая перспектива ее не особо пугала: в отношении старшей дочери эта женщина уже была лишена родительских прав, девочка живет сейчас в приемной семье и уже другую женщину называет мамой.
Другую женщину, которая зашла следом, недавно уже вызывали на заседание комиссии. Она запила после лечения в Краснодарском наркодиспансере. Во время запоев мамаша совершенно не в состоянии следить за своими детьми. А их у нее двое – сын-подросток и маленькая дочь, которая просто бродит по улицам без надзора. Один раз, увидев девочку ночью на улице, в полицию позвонили соседи. Другой раз полицейские забрали ребенка с ФАД «Дон».
На предыдущем заседании комиссии мать обещала, что снова возьмет у районного нарколога направление на лечение и поедет в диспансер, но обещание свое не выполнила, продолжала пить, не заботясь об элементарных условиях быта, о том, накормлены ли дети и чем занимаются. Поэтому в УСЗН стали собирать документы для суда на лишение ее родительских прав. Детей снова отправят в реабилитационный центр. В этот раз женщина опять обещала, что поедет лечиться. Если суд примет решение не в ее пользу, у нее будет шанс вернуть себе детей только тогда, когда она совершенно изменит свой образ жизни. Как правило, детей вернуть гораздо труднее, чем их потерять.
Валентина Александровна рассказала также, что в отдел по делам несовершеннолетних поступало несколько протоколов на родителей, которые разрешали своим детям (не достигшим возраста 14 лет) кататься на велосипедах по проезжей части. В первом случае девятилетний мальчик ехал на велосипеде по дороге, и его сбила машина. Бедняжка попал в больницу с сотрясением мозга, переломом ключицы и ушибленной раной теменной области. С учетом раскаяния родителей, им вынесли предупреждение. Велосипед с того злополучного дня заперли в сарае. Сын их уже выздоровел и отдыхает в лагере «Колосок».
Еще двоих мальчишек 11 и 12 лет задержали сотрудники ОГИБДД, когда один из них просто катался по дороге, а другой ехал за хлебом. Оба знали, что управлять велосипедом до 14 лет по закону они не имеют права. Родители тоже были в курсе, что существует такое ограничение, но, как и все, думали, что авось пронесет и ничего страшного не произойдет. Но разве можно надеяться на авось, когда речь идет о жизни и здоровье детей? На первый раз этим родителям тоже вынесли предупреждение, они обещали, что больше не дадут детям кататься на велосипеде до 14 лет. А сдержат они слово или нет, это уж останется на их совести.
О. Подобная.