Вопрос – чем себя занять на каникулах – рано или поздно приходит ко всем. Ответ на него поискать можно не только просто глядя в окошко, есть и другие способы. Например, можно порыться в… календаре. А что, он часто дает подсказки. Вот, например, 20 июля – День шахмат. Шахматы для нас – это увлечение, интеллектуальное развитие, азарт, хобби и одновременно спорт.
Шахматы возникли около V века нашей эры. В это время в Индии появляется игра, напоминающая современные шахматы, которую называют чатуранга. Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и т. д. Раджа поначалу обрадовался, решив, что недорого обошлась новая игра, но оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 ? 1 ?1,845?1019 зерен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объемом 180 км?). Так это было или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия. И только через пять столетий шахматы появляются на Руси.
Сама игра имеет очень интересную интерпретацию и значение. Шахматное поле или доска – это своеобразное поле для сражения двух армий, где есть пешие воины, конные, офицеры, сам король и королева.
На каникулах у нас как раз будет время овладеть хотя бы основами этой древней игры. Она поможет и к занятиям форму не потерять, и время скоротать, общаясь с другом за партией. Что еще для нас в этой игре замечательного, в нашем районе есть места, где можно научиться играть: и крыловские, и октябрьские шахматисты известны не только в нашем районе. Хорошие традиции, связанные с этой игрой, были и в других поселениях, например, в Новосергиевском. Так что было бы желание, а хорошее занятие найдется, причем хорошо оно как для любителей посидеть в тишине за доской, так и для более современных любителей зависнуть в компьютерном мире.
Принципиальных отличий от современных у древних шахмат было два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница – в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон – сначала на одно поле вперед или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причем, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все войско противников.