Новости

Надо ли платить здоровьем за образование?

Метки: | |


Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. Сегодня вопрос здоровья ученика один из приоритетных в любом образовательном учреждении. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? И невольно стано­вишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образова­ние?

Образование представляет собой быстро и бурно меняющуюся сферу деятельности, которая постоянно реформируется как под воздействием политики государства, так и развития педагогических технологий. Нередко дети становятся участниками широкомасштабных экспериментов без должного обоснования и научно-методического сопровождения. Повышение учебных и эмоцио­нальных нагрузок, наряду со снижением возраста приема в школу, приводит к развитию стрессов, нарушениям режима с дефицитом сна, уменьшению двигательной активности. Как следствие – распространенность среди детей нервно-психических нарушений и функциональных отклонений со стороны сердечно-сосуди­стой системы.

Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной среды, повышение квалификации и обучение педагогов – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования. Опыт успешного внедрения подобных технологий уже имеется и обобщен в работах Т.И. Шамовой и П.И. Третьяко­ва. Предложены технологии формирования адаптивной образовательной среды путем изменения как содержания образова­ния и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения. Организационно-педагогические, мотивационные и методические условия работы педагогического коллектива по созданию и развитию здоровьесберегающей среды представлены в исследованиях Е.А. Дегтярева и Ю.Н. Синицына.

Вопрос психологического и социально­го здоровья ученика не менее важен. Социальные болезни – это одна из серьезнейших проблем в образовании сегодня. Ведь плохое физическое здоровье – подчас лишь следствие асоциализации детей. Растет число подростков – наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостью, моло­дых людей, не решивших проблему профессионального сам­о-определения и утративших статус ученика. «Социальное сиротство» приобретает все более широкие масштабы в обществе. С раннего детства, когда закладывались основы личности, эти дети находились в депривационных условиях. У них формируются: инфантилизм, иждивенче­ство, трудности общения, перегруженность отрицательным опытом, негативными «ценностями». Характерными чертами депривационного синдрома являются тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства. Поэтому особое внимание наш педагогический коллектив уделяет воспитательно-оздоровительной работе с учащимися начальных классов.

В младшем школьном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления лично­сти, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Пятый год в нашей школе реализу­ется комплексно-целевая программа «Здоровье» для учащихся 1-4 классов. Ее цели: охрана и укрепление здоровья; развитие и формирование у детей понимания значения собственных возможностей в сохранении и укреплении здоровья.

Содержание программы «Здоровье» можно объединить в три ведущих направления. Во-первых, важно развивать у детей понимание того, что здоро­вый образ жизни зависит от того, насколько он сам на протяжении своей жизни старается, умеет, самое главное, желает сохранить и укрепить свое собственное здоровье. Для этого каждому ребенку уже с раннего возраста надо нау­читься соблюдать правила гигиенической культуры, быть аккуратным, уметь соблюдать чистоту, правильно питаться, отдыхать, соблюдать определенный режим дня. В повседневной деятельности совместно с семьей надо суметь убедить ребенка в том, что позитивный настрой, улыб­ка, положительные эмоции благотворно влияют на здоровье самого человека, а также на здоровье окружающих его людей.

В задачи второго направления входит воспитание и форми­рование у детей положительных ощущений от участия в физ­культурных занятиях, подвижных играх и спортивных праз­дниках, то есть развитие потребности в активной двигательной деятельности.

В повседневной деятельности необходимо развивать у детей понимание того, что здоровый образ жизни включает в себя умение человека вести активный образ жизни.

Третье направление призвано обеспечить: воспитание и развитие у детей психологической уве­ренности в своих силах и возможностях; формирование таких понятий, как «опасность», «опасная ситуация», стихийные бедствия. Человек, обладающий определенными знаниями, умения­ми и навыками правильного поведения в экстремальных ситуациях, может обеспечить свою безопасность и безопас­ность окружающих их людей, безопасность окружающей среды. Дети должны иметь представления о том, что многие вещи и предметы могут быть «опасными» (кухонные ножи, элек­троутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.д.). Они же могут быть «безопасными», если используются по назначе­нию и правильно.

Мы специально организуем еженедельные классные часы, элементы ролевых игр, творческие работы, совместные со взрослыми коллективные творческие дела, спортивные соревнования и экскурсии. Большое внимание уделяется гигиене умственного труда, динамическим паузам на уроках и переменах, специальным упражнениям для снятия напряжения.

В существующих под­ходах здоровьесберегающего образования, как компонента содержания общего образования в школе, преимущество отда­ется санитарно-гигиеническим вопросам здоровья и здорового образа жизни, несколько меньше внимания уделяется вопросам экологии здоро­вья и экологически целесообразному поведению, а духовно-нравственные проблемы, определяющие сознание и осознание универсальной ценности здоровья, западают. Разработку этого компонента в содержа­нии современного образования считаем наиболее важной. Школой предпринят ряд удачных попыток по установлению деловых контактов с Центром традиционной казачьей культуры, районным казачьим обществом, православной общественностью района. В качестве дальнейшей перспективы планируется разработка программы «Образовательная среда этнокультурной социализации личности в условиях кубанской сельской школы».

В. Никитенко, директор СОШ № 5.

Предыдущий материал

Здесь ощущаешь себя частью Родины

История для молодых. Новосергиевцы совершили экскурсию по памятным местам Волгограда Окончание учебного года группа учащихся и педагогов школы № 9 отметила поездкой в город-герой Волгоград. И дети, и взрослые ощутили яркие эмоции, получили неизгладимое впечатление, которым хочется поделиться.

Подробнее

Все тут: и Афон, и Иерусалим…

Наш корреспондент побывала в Серафимо-Дивеевском монастыре – А почему вы приехали из Краснодарского края в Серафимо-Дивеевский монастырь Нижегородской области? У вас на Кубани тоже немало святых мест, – такой вопрос, выражавший недоумение, мне не один раз задавали паломники, с которыми удалось познакомиться. Действительно, почему?

Подробнее

Гармонично и комфортно – это новая школа

Во время предыдущего визита в наш район губернатор дал поручение о строительстве пристройки к школе № 1, а сейчас оценил результат. Новый блок, сопоставимый по масштабам с основным зданием и оснащенный по самым современным стандартам, заработал с 1 сентября 2023 года. На время каникул здесь расположился школьный лагерь. Вместе с главой региона учреждение проинспектировала вице-губернатор Анна Минькова.

Подробнее

Добивается успеха тот, кто трудится не покладая рук

Немалых высот добились учащиеся и учителя СОШ № 8 станицы Новопашковской за прошедший 2023-2024 учебный год. У двух учениц – из одиннадцатого и девятого классов – есть все шансы сдать экзамены на отлично, получить золотую медаль и аттестат с пятерками.

Подробнее

Пожертвования идут на благотворительность

Все, наверное, помнят, что в Октябрьском сельском поселении на автодороге ФАД «Дон» есть часовня, освященная в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Но далеко не многие знают, что средства, которые жертвуют в ней люди, направляют исключительно на благотворительные цели.

Подробнее

Последний звонок – 2024

Ветераны педагогического труда Ученики и родители Учащиеся СОШ 2 Учащиеся СОШ 2 с учителями и родителями Учащиеся благодарят учителей Учащиейся СОШ № 2 на торжественной линейце СОШ 2 встречает выпускников СОШ 2 встречает выпускников одиннадцатого класса СОШ 2 встречает выпускников одиннадцатого класса Пять пар выпускников дают последний звонок Первоклассники вручают подарки выпускникам Первоклассники вручают подарки […]

Подробнее

Как быть наследником Победы?

– Бывает, мотоциклисты едут просто прокатиться из точки «А» в точку «Б», мы ехали специально к вам, чтобы пообщаться, поговорить о важном. Наш мотопробег приурочен к 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и празднику Светлого Христова Воскресения. В этом году проходит уже в девятый раз, а на следующий – если Бог благословит – будет юбилейный, – так о мотопробеге «Мы – наследники Великой Победы» рассказал крыловчанам, собравшимся в воскресенье в центральном парке, его участник священник Георгий.

Подробнее

Патриаршая награда

5 мая, в день Светлого Христова Воскресения, епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан возглавил Пасхальную великую вечерню в Успенском храме станицы Павловской, на которой владыке сослужили благочинные округов, настоятели храмов и многочисленные клирики Тихорецкой епархии.

Подробнее

«Зарница» – это круто!

В погожий, по-летнему теплый день СОШ № 1 в очередной раз принимала гостей. 11 команд из всех средних школ района съехались сюда для участия в военно-патриотической игре «Зарница».

Подробнее

Батюшка Федор удостоен патриаршей награды

5 мая, в день Светлого Христова Воскресения, епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан возглавил Пасхальную великую вечерню в Успенском храме станицы Павловской, на которой владыке сослужили благочинные округов, настоятели храмов и многочисленные клирики Тихорецкой епархии.

Подробнее