Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. Сегодня вопрос здоровья ученика один из приоритетных в любом образовательном учреждении. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? И невольно становишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образование?
Образование представляет собой быстро и бурно меняющуюся сферу деятельности, которая постоянно реформируется как под воздействием политики государства, так и развития педагогических технологий. Нередко дети становятся участниками широкомасштабных экспериментов без должного обоснования и научно-методического сопровождения. Повышение учебных и эмоциональных нагрузок, наряду со снижением возраста приема в школу, приводит к развитию стрессов, нарушениям режима с дефицитом сна, уменьшению двигательной активности. Как следствие – распространенность среди детей нервно-психических нарушений и функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной среды, повышение квалификации и обучение педагогов – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования. Опыт успешного внедрения подобных технологий уже имеется и обобщен в работах Т.И. Шамовой и П.И. Третьякова. Предложены технологии формирования адаптивной образовательной среды путем изменения как содержания образования и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения. Организационно-педагогические, мотивационные и методические условия работы педагогического коллектива по созданию и развитию здоровьесберегающей среды представлены в исследованиях Е.А. Дегтярева и Ю.Н. Синицына.
Вопрос психологического и социального здоровья ученика не менее важен. Социальные болезни – это одна из серьезнейших проблем в образовании сегодня. Ведь плохое физическое здоровье – подчас лишь следствие асоциализации детей. Растет число подростков – наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостью, молодых людей, не решивших проблему профессионального само-определения и утративших статус ученика. «Социальное сиротство» приобретает все более широкие масштабы в обществе. С раннего детства, когда закладывались основы личности, эти дети находились в депривационных условиях. У них формируются: инфантилизм, иждивенчество, трудности общения, перегруженность отрицательным опытом, негативными «ценностями». Характерными чертами депривационного синдрома являются тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства. Поэтому особое внимание наш педагогический коллектив уделяет воспитательно-оздоровительной работе с учащимися начальных классов.
В младшем школьном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Пятый год в нашей школе реализуется комплексно-целевая программа «Здоровье» для учащихся 1-4 классов. Ее цели: охрана и укрепление здоровья; развитие и формирование у детей понимания значения собственных возможностей в сохранении и укреплении здоровья.
Содержание программы «Здоровье» можно объединить в три ведущих направления. Во-первых, важно развивать у детей понимание того, что здоровый образ жизни зависит от того, насколько он сам на протяжении своей жизни старается, умеет, самое главное, желает сохранить и укрепить свое собственное здоровье. Для этого каждому ребенку уже с раннего возраста надо научиться соблюдать правила гигиенической культуры, быть аккуратным, уметь соблюдать чистоту, правильно питаться, отдыхать, соблюдать определенный режим дня. В повседневной деятельности совместно с семьей надо суметь убедить ребенка в том, что позитивный настрой, улыбка, положительные эмоции благотворно влияют на здоровье самого человека, а также на здоровье окружающих его людей.
В задачи второго направления входит воспитание и формирование у детей положительных ощущений от участия в физкультурных занятиях, подвижных играх и спортивных праздниках, то есть развитие потребности в активной двигательной деятельности.
В повседневной деятельности необходимо развивать у детей понимание того, что здоровый образ жизни включает в себя умение человека вести активный образ жизни.
Третье направление призвано обеспечить: воспитание и развитие у детей психологической уверенности в своих силах и возможностях; формирование таких понятий, как «опасность», «опасная ситуация», стихийные бедствия. Человек, обладающий определенными знаниями, умениями и навыками правильного поведения в экстремальных ситуациях, может обеспечить свою безопасность и безопасность окружающих их людей, безопасность окружающей среды. Дети должны иметь представления о том, что многие вещи и предметы могут быть «опасными» (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.д.). Они же могут быть «безопасными», если используются по назначению и правильно.
Мы специально организуем еженедельные классные часы, элементы ролевых игр, творческие работы, совместные со взрослыми коллективные творческие дела, спортивные соревнования и экскурсии. Большое внимание уделяется гигиене умственного труда, динамическим паузам на уроках и переменах, специальным упражнениям для снятия напряжения.
В существующих подходах здоровьесберегающего образования, как компонента содержания общего образования в школе, преимущество отдается санитарно-гигиеническим вопросам здоровья и здорового образа жизни, несколько меньше внимания уделяется вопросам экологии здоровья и экологически целесообразному поведению, а духовно-нравственные проблемы, определяющие сознание и осознание универсальной ценности здоровья, западают. Разработку этого компонента в содержании современного образования считаем наиболее важной. Школой предпринят ряд удачных попыток по установлению деловых контактов с Центром традиционной казачьей культуры, районным казачьим обществом, православной общественностью района. В качестве дальнейшей перспективы планируется разработка программы «Образовательная среда этнокультурной социализации личности в условиях кубанской сельской школы».
В. Никитенко, директор СОШ № 5.