Творчество

Родные люди

Метки:


Витька, понурив голову, плелся из школы домой мимо витрин магазина «Детский мир». Чего только здесь не было: электронные автоматы, машины с пультом управления, футбольные мячи, роликовые коньки… Обычно Витька любил рассматривать игрушки, но сегодня он на все взирал равнодушно. На душе было скверно. В дневнике красовалась двойка за поведение да еще запись учительницы о том, что он, Виктор, «обижает девочек в классе, а Любу Агафонову стукнул ранцем по голове…»

Вдруг в витрине мальчик увидел знакомое отражение, это были бабушка и дедушка, мамины родители. Витька оглянулся и даже подпрыгнул от радости:

– Деда! Баба Зина!

Старики обрадовались встрече. В последний раз они были у них на Витькином дне рождения, в феврале. Подарили шахматы и быстро ушли. Сейчас же они потащили внука к ближайшему ларьку, купили шоколадку, сунули ему в руку и засеменили к своей старенькой «копейке». Мальчик и опомниться не успел, как они уехали. Было обидно: не поговорили ни о чем, не расспросили, как дела. Виктор догадывался, почему дед с бабушкой редко бывали у них.

Они не могли смириться с тем, что их Галина, единственная дочь, красавица Галина вышла замуж за простого инженера. Витька в свои неполные девять лет не понимал слова «инженер», но мама объяснила, что это профессия у него такая. Слово «профессия» тоже с трудом доходило до второклассника, но что папа «мастер на все руки» – об этом говорили все и в их доме, и на папиной работе. А как же! Это его папа отремонтировал и его, Витькин, велосипед, и Вовкин, дружка из соседней квартиры!

– Мне бы такого папку! – восхищался Вовка. Они жили с мамой, вдвоем…

– Ты что, покруче не могла мужа найти? – ворчала баба Зина. – С машиной, с зарплатой… Всю жизнь будешь копейки считать…

Мама не соглашалась с бабушкой, а дед вообще права голоса не имел, хотя дочь чувствовала, что отец другого мнения.

Бабушка не скрывала своей неприязни к зятю, напоминая маме о том, что ее подруги устроились лучше: у одной муж – кандидат наук, преподает в вузе, у другой – моряк дальнего плавания: вся в шмотках заграничных, а третья и вовсе укатила в Германию с мужем-бизнесменом… У мамы же была всего десятилетка за плечами и муж… инженер.

У подъезда Витька поздоровался с соседом дядей Сережей, и лифт стремительно вознес его на седьмой этаж. Дверь мальчик открыл своим ключом. Шоколадка совсем растаяла в кулаке. В квартире вкусно пахло котлетами. Ранец полетел под вешалку. Куда бы шоколадку?

– Ботинки! – закричала, выглядывая из кухни, мама. – Куда лезешь в ботинках? А ранец? Когда я приучу тебя к порядку?

Шоколадку Витька решил пристроить на столик у зеркала. От нее даже руки стали липкими. «Удружили, сунули, как младенцу подарочек», – думал мальчик с досадой о стариках. Он протянул руку с шоколадкой к столику и радостно закричал:

– От деда! Письмо от деда! – дедово письмо моментально заглушило в мальчике все обиды. Он вообще не мог долго обижаться. А тут такое! Если Витя по-настоящему кем-то и гордился, то прежде всего дедом Колей. Дед Коля – военный летчик – торпедоносец! Да еще полковник!

– Положи письмо туда, где оно лежало, – строго сказала мама. – Разве не видишь, что оно адресовано папе? И сними ботинки, сколько раз тебе повторять?

Письмо, действительно, было адресовано папе – внуку писем дед не писал. И Витя, повертев конверт в руках, положил его поверх шляп. А вечером выяснилось, что дед Коля написал на этот раз не только сыну. Оно было адресовано как бы и сыну, и его жене, и даже внуку. Оно касалось всего семейства и вмиг изменило спокойную и размеренную жизнь Смирновых. Не так само письмо, как то, что за ним последовало!

Когда папа вечером вслух прочитал дедово письмо, у мамы даже голос стал другим, словно у посторонней женщины.

– Чт-то такоо-ое? В отставку? И они едут к нам? А где они собираются… Но ведь они едут не на месяц, а насовсем! Ты отдаешь себе отчет? – мама стояла перед папой подбоченясь, всем видом показывая, что она здесь хозяйка и не потерпит в своей квартире посторонних…

– Посторонних? – взорвался папа. – В конце концов, это мои родители, отец и мать, самые близкие и дорогие мне люди. И едут они всего на месяц, деду-полковнику быстро предоставят квартиру.

– Ах, на месяц! – сквозь слезы закричала мама. – Да я дня не хочу жить в аду. Я не переношу солдатских выходок твоего папочки, да и мама будет совать нос всюду… Не потерплю, – взвизгнула мама.

Она еще много кричала. Витя ни разу не слышал, чтобы мама и папа так громко кричали друг на друга, они будто забыли о сыне. Мальчик сидел за столом и кивал молча, когда говорил папа, и морщился, когда кричала мама. И вдруг он не выдержал и сказал почти шепотом:

– Дедушка ведь пишет, что по болезни он в отставку. Он за-бо-лел! А вы… – мальчик заплакал.

Он плакал так, будто его смертельно обидели. Воцарилась тишина. Родители растерянно переглянулись.

– Витенька, сынок, ты меня не так понял, я очень рада приезду бабушки и дедушки… но… как мы здесь разместимся? – окинув взглядом просторную трехкомнатную квартиру, заискивающе начала мама. Мальчик слушал и думал: «Ну почему, почему взрослые такие неискренние, не понимают простых вещей: это же и мои родные люди, и я их люблю… Почему они говорят одно, а делают другое?»

Он ушел в свою комнату и еще долго думал о дедушке Коле и бабушке Маше…

У них было трое сыновей. Старший и младший тоже летчики, а у Витиного папы плохое зрение, он с детства носил очки. Он поэтому и машину водить не может – на работу ездит в трамвае. Вот он и не стал летчиком, а выучился на инженера…

Встречали гостей на вокзале всей семьей, а дома их поджидал накрытый стол.

– Давай за приезд, отец! – сказал Витин папа.

Мальчик важно сидел среди взрослых родных людей и тянулся к деду Коле своим стаканом с апельсиновым соком.

– Вот дадут нам квартиру, Коля, и заживем мы, как настоящие пенсионеры, – говорила бабушка.

– Намучилась ты со мной, Маняша, – обнял дед Коля жену, – трудно быть женой военного.

– Мне с тобой везде было хорошо…

Витька сидел с родными людьми, и на душе было спокойно, ведь он тоже часть этой семьи – «наследник», как говорил дед Коля.

– А с квартирой проблем не будет, – громко сказала мама. – Наш сосед Агафонов решает в городе жилищные вопросы. Я с его женой в хороших отношениях, – она понизила голос, – а Витюшка с их дочкой Любой в одном классе, в наше время важно дружить с нужными людьми…

– Нет, Галина, Агафонов здесь ни при чем. Мне государство должно квартиру дать, а не Агафонов. Я заслужил!

Витька уважительно посмотрел на деда, и ему стало стыдно от маминых слов: «Вы меня, папа, не так поняли…», но дед Коля только махнул рукой.

Уже с утра следующего дня дед пошел в военкомат, а вскоре они с бабушкой вселились в новую, очень удобную квартиру.

Сон не приходил к Витьке… Он лежал в постели и сквозь дремоту думал о своих родных людях, о своей семье… Он решил, что завтра же извинится перед Любой Агафоновой, и ботинки у него будут всегда в порядке, и ранец на месте…

Т. Юпилайнен.

Предыдущий материал

Сама виновата

В жизни Галины, как и в жизни ее сверстников, не было ничего необычного. Все было предсказуемо: окончила десятилетку, ходила в кино, бегала с подругами на танцы в горпарке. Учиться дальше Галина не пошла, не захотела, хотя мать настаивала: мол, хоть какую-нибудь специальность надо приобрести – жизнь большая, мало ли как сложится…

Подробнее

Непростая история

Однажды вечером я получила сообщение от подруги, с которой вместе учились в институте: «Ушла из жизни Ольга Ларина». У меня перед глазами встали картины нашей встречи однокурсников, приуроченной к 40-летию окончания вуза. И Оля – завуч школы в родном городе, белокурая, энергичная, стройная, выглядевшая лет на пятнадцать моложе своего возраста. У нее и муж был моложе ее на 10 лет. Как она плясала! Мы со своими больными коленями могли только улыбаться и аплодировать. А еще мы с Олей часто хватались за мобильный телефон: у нас дочери лежали в родильном отделении и ждали первенцев.

Подробнее

Значит, судьба такая…

Они не были близкими соседями, но, как оказалось, жили на одной улице. Однажды, идя на работу и проходя по тротуару, Татьяна наткнулась на ватагу малышей, выкатившихся из калитки небольшого домика. Это были три девчушки, старшей на вид лет шесть, а мальчишка лет двух восседал у отца на руках. Закрыв калитку и взяв детей за руки, мужчина заспешил по тротуару впереди Татьяны.

Подробнее

Развела судьба на счастье

Каждая женщина мечтает о свадьбе, о детях от законного мужа, о полноценной и дружной семье. Алексей женат был дважды, правда, не расписывался и детей после себя не оставлял.

Подробнее

Щедрый вечер, добрый вечер!

В канун старого Нового года во многих поселках, селах и станицах ходят веселые компании, ряженые и разукрашенные, с шутками и прибаутками. Хозяева не запирают калитки в этот день, ждут гостей, приглашают к столу, под новогоднюю елочку.

Подробнее

Хлебушек от зайчика

Новогодние праздники Анна Сергеевна очень любит и ждет их, как какого-то чуда, которое должно непременно свершится в новогоднюю ночь. Ждет сама, ждала с сыновьями, а теперь вот ждет с внуками. Откуда это? «Конечно же, с детства, моего далекого детства», – признается она себе.

Подробнее

Боль на всю жизнь

Жила на хуторе Надежда, красивая, статная девушка с длинной косой. Проживала она вместе с матерью, работала телятницей на ферме. Скучать было некогда, хотя развлечений на хуторе было мало. Иногда подругам удавалось уговорить ее сходить в клуб посмотреть фильм.

Подробнее

Разные судьбы

В последний раз наш класс встречался через 20 лет после окончания школы. Позже в таком составе уже встретиться не довелось: кто-то ушел из жизни, кого-то болезнь приковала… Но – страшно подумать! – прошло 60 лет, как закончили школу, и мы попытались встретиться. Скажу честно: попыток и раньше было много, но кого-то «держала» работа, дети, ремонт, недуги, а то уже и внуки. Причин, конечно, много. Вот и в этот юбилей – когда-то дружный и, по мнению многих учителей, особенный класс – не смог собраться полностью.

Подробнее

На то они и дети

Было обычное рабочее утро. Взрослые торопились на работу, дети бежали в школу. У школьных ворот стояли две женщины: тетя Лиза и тетя Дуся. Одна уже много лет работает в школе техслужащей, а другая дворником. Ребята шли и шли, обгоняя друг друга, торопясь до звонка в класс. Степенно, не спеша прошли юноши из 11 «Б».

Подробнее

А чайки были ни при чем

– Мне не страшно, я не боюсь, – уговаривала себя Алена. Впервые за несколько лет они всей семьей поехали отдохнуть. Вот так, взяли с собой палатку, собрали все необходимое, усадили дочурок в машину и поехали. Ласковое солнце, морская вода, шум прибоя по ночам – что может быть лучше?

Подробнее