
Какие схемы придумывают мошенники для обмана граждан
«Безопасные ячейки», «Безопасный счет»
Мошенники представляются работниками банка или сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что со счетов жертвы неизвестные пытаются похитить накопления, поэтому их надо перевести на «специальный защищенный счет». Поверив аферистам, граждане лишаются всех денег и оформляют кредиты. На данный момент это самый распространенный вид мошенничества.
Звонки от разных «ведомств» и «организаций»
Аферист может представиться сотрудником Госуслуг, налоговой службы, страховой компании, Социального фонда РФ, ЖКХ, риелтором и другое.
«Представитель Госуслуг»: мошенники сообщают, что на имя гражданина пришло электронное письмо и необходимо назвать код из СМС, чтобы оно отразилось в личном кабинете на Госуслугах. Получив от человека СМС-код, злоумышленники получают доступ к Госуслугам. В личном кабинете мошенники получают всю информацию о доходах, транспортных средствах, квартирах, налогах и кредитной истории.
Из «Пенсионного фонда»: лжесотрудник, обращаясь по имени-отчеству к человеку, сообщает, что ему положены допвыплаты, компенсации от государства (какого-нибудь фонда) либо о переплате средств. Убеждает гражданина, что для получения этой выплаты никуда ходить не надо: все деньги переведут на карту, необходимо только продиктовать ее реквизиты, в том числе код с обратной стороны. А он даст мошенникам доступ к средствам на карте жертвы.
Из «Центробанка»: аферист предлагает человеку установить на телефон приложение «Банкноты Банка России» для проверки подлинности пятитысячной купюры. Вместе с приложением скачивается вредоносная программа, дающая доступ к личному кабинету человека.
Из «поликлиники», «аптеки», «медицинского центра»: злоумышленники сообщают информацию о проблемах со здоровьем у гражданина и говорят о появлении дефицитного и дорогого лекарства по спеццене, которое надо срочно выкупить. Мошенники объясняют, что человек платит полную стоимость, а разницу в цене по скидке вернут ему на карту, реквизиты которой необходимо сообщить звонящему.
От «оператора сотовой связи»: аферисты сообщают об истечении срока действия сим-карты, договора об оказании услуг связи или о нарушении условий договора в связи с передачей номера другому оператору и предлагают решить проблему с использованием личного кабинета Госуслуг. В процессе разговора гражданину поступает сообщение с кодом, назвав который он сам предоставляет мошеннику доступ к личному кабинету. Далее злоумышленники направляют заявки в кредитное учреждение на предоставление заемных денежных средств. Впоследствии полученные деньги переводят на подконтрольные счета.
По объявлению
Человеку поступает звонок по объявлению, данному в интернете. Мошенник говорит, что он купит товар и просит сообщить номер, срок действия и СУУ-код карты и еще сообщить СМС-код банка о проведенной операции. Если аферисту не удается получить всю информацию, то недостающие данные восполняются квалифицированными хакерами. В результате счет банковской карты не пополняется, а опустошается путем перевода наличности на некий электронный кошелек, который немедленно исчезает из сети после вывода средств с него.
«Выигрыш крупной суммы»
Гражданину звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем в лотерею, организованную ими или оператором мобильной связи. А для получения приза необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию по указанному номеру телефона. Перезвонившему абоненту отвечает «сотрудник призового отдела» и грамотно убеждает в «честности» акции. Просит представиться и назвать год рождения. Подробно объясняет условия получения приза, причем для этого требуется осуществить «незначительный» предварительный перевод денежных средств или предоставить персональные данные банковской карты и полученный код из СМС.
«Ваш родственник попал в беду»
Человеку (матери, отцу, бабушке) поступает звонок о попавшем в беду родственнике от имени правоохранительных органов или медучреждений. Это может быть сообщение о ДТП, хранении оружия или наркотиков, нанесении тяжких телесных повреждений, убийстве. Лжесотрудник полиции по телефону уверенным тоном сообщает, что родственнику можно помочь, но для «закрытия дела» необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в указанное место или передать/перевести какому-либо человеку. Обычно это случается среди ночи, чтобы ввести в панику полусонную жертву. Человек переводит озвученную сумму на электронный кошелек или счет мобильного телефона.
Фишинговые атаки
Злоумышленники подделывают популярные сайты (к примеру, Госуслуг, известных магазинов, маркеплейсов, туристических и авиакомпаний и другое). Имитируя интернет-ресурсы популярных компаний, мошенники рассчитывают, что пользователи не заметят подделку и оставят на поддельной странице личные или финансовые данные, логин и пароль, контактные сведения (номер телефона и электронную почту), а также оплатят покупку путевок, авиабилетов и иных услуг.
Распространение АРК-файла
В мессенджере от неизвестных абонентских номеров либо от имени знакомых направляются сообщения, имеющие файлы с расширением «арк», которые содержат вредоносные программы по сбору персональных данных, а также программы удаленного доступа, позволяющие управлять смартфоном, включая банковские онлайн-приложения.
Правила защиты:
- Не переводите деньги незнакомцам. Запомните! Самый безопасный счет – это тот, который вы сами открыли в банке на свое имя.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не передавайте свои персональные данные (пароли, пин-коды, данные паспортов или номера карт) третьим лицам.
- Не сообщайте никому три цифры с обратной стороны банковской карты, пин-код и коды, приходящие на телефон, – это конфиденциальная информация.
- Не доверяйте подозрительным звонкам и сообщениям. Сотрудники банков, правоохранительных органов никогда не интересуются вашими денежными средствами.
- Никогда не скачивайте приложения по указанию неизвестных вам лиц, а также из непроверенных источников в интернете. Мошенники могут отправить подозрительные файлы, которые содержат вредоносный код. Клик по ссылке может взломать ваш телефон с личной информацией.
- Будьте осторожны при совершении онлайн-покупок. Используйте официальные интернет-магазины. Проверяйте надежность продавца, читайте отзывы других покупателей, используйте защищенные платежные системы. Блокируйте подозрительные и рекламные номера.
- Договоритесь с родственниками и близкими о создании контрольного вопроса (слова), чтобы при звонке или СМС-сообщении удостовериться, что звонит не мошенник.
Важно
Если вы стали жертвой мошенников, незамедлительно сообщите об этом в дежурную часть Отдела МВД России по Крыловскому району по телефонам: 102, 8(86161) 3-12-02, 3-26-67, 8-993-320-50-48 – оперуполномоченный УР Раджаб Мустафаевич Магомедов, 8-918-997-38-03 – замначальника полиции по оперативной работе Антон Олегович Масорик. Также можно обратиться по адресу: ст. Крыловская, ул. 151-й Стрелковой дивизии, 3.