

Разбираемся, как защититься от мошенников
970 миллионов рублей перечислили жители Краснодарского края кибермошенникам. И это только с начала этого года! Можно было бы поиронизировать о широте кубанской души, только вот совсем не до смеха. Кажется, уже из каждого утюга пачками летят предупреждения, а деньги все уходят и уходят…
Как с этим бороться? Задались вопросом участники пресс-конференции «Кибербезаопасность: как распознать мошенников и защитить свои деньги», которая прошла в краснодарском Доме журналистов. Своим видением ситуации поделились Николай Курилов, заместитель начальника Южного ГУ Банка России; Александр Бондарев, начальник управления угрозыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю; Екатерина Татарчук, психолог с 15-летним стажем.
В группе риска… все
Александр Бондарев рассказал, что за два месяца 2025 года в крае зарегистрировано 2621 ITT-преступление, с ущербом свыше одного миллиона рублей – 244 преступления, количество расследованных уголовных дел – 530, выявлено 131 лицо, раскрыто 62 преступления прошлых лет.
Нет категорий граждан, которые не подвергались бы посягательствам преступников. Мошенники разыгрывают перед своими жертвами «мини-спектакли» с несколькими участниками и уже активно используют искусственный интеллект. Информацию о жертве собирают в соцсетях, присылаемые сообщения делаются с подменой голоса, так что все может выглядеть вполне убедительно. В таких случаях важно не принять все на веру и самому перезвонить родным или знакомым, от чьих имен с вами связываются, и уточнить информацию.
На первый план вышли преступления, совершаемые под предлогом инвестиций и заработка. Людей, желающих заработать деньги на инвестиционных площадках, становится все больше, и преступники этим активно пользуются. Схема старая, но продолжает работать: сначала жертве дают возможность немного заработать или создают видимость этого, стимулируют вложить еще, а затем человек теряет все и даже больше, потому что успел взять деньги в долг. Что здесь надо четко понимать: если у вас нет финансового, экономического образования, если вы понятия не имеете, как работают биржи, – делать там нечего!
Просто так не платят!
Людей, которые пытаются трудоустроиться через интернет, заинтересовывают возможностью удаленной работы, связанной с определенными транзакциями, переводами денежных средств. Так человек может стать звеном в преступной цепочке.
Преступники активно ищут желающих за вознаграждение обналичить деньги, полученные незаконным путем, и желающих продать свою банковскую карту. Так в наш лексикон уже вошло новое слово «дропперы» (или дропы) – подставные лица, которые задействованы в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт. На них оформляются банковские карты, через которые мошенники переводят, а потом обналичивают украденные с других банковских карт средства. Далее деньги могут зачисляться на другие карты или через спецсервисы конвертироваться в криптовалюту. Дроп получает процент от обналиченной суммы, но надо помнить, что он тоже становится преступником.
Никуда не ушли фишинговые сайты и сайты двойники, создавая которые по образцу и подобию реальных, преступники получают доступ к информации о банковских картах и добывают личные данные граждан.
Если речь идет о детях, то зачастую попадают на крючок те, что играют в онлайн-игры. Под различными предлогами (получение новых опций, переход на более высокий уровень игры и т.д.) их просят прислать качественную фотографию банковской карты родителей.
Ущерб от кибермошенников
- 2024 – 27,5 млрд рублей.
- 2023 – 15,8 млрд рублей.
- 2022 – 14,1 млрд рублей.
- 2021 – 13,5 млрд рублей.
- 2020 – 9,8 млрд рублей.
Всегда «в теме»
Мошенники всегда «в теме», и новые схемы рождаются так же быстро, как меняется новостная повестка. Поэтому всегда надо быть начеку.
О новых методах защиты, в том числе самозапретах, рассказал Николай Курилов.
– Банки стараются обеспечить защиту средств граждан, и в 2024 году они отразили 72 миллиона атак. Это практически в два раза больше, чем за 2023 год. При этом сохранили 13,5 триллиона рублей (в 2023 году – 5,8 триллиона рублей). Это благодаря серьезной работе всех структур: правоохранительных, Банка России, сотовых операторов. Кредитные организации постоянно совершенствуют систему безопасности, в том числе выполняя новые нормативные требования и участвуя в кибер-учениях, где инициируются атаки на их платежные системы, которые проводит Банк России.
Сотрудники банков также отмечают высокую заинтересованность преступников новостной повесткой:
– Как только вышла норма, позволяющая вводить самозапреты на кредиты, мгновенно с адрес граждан стали поступать сообщения, что заявления оформлены неверно и необходимо пройти по ссылке на сайт «Госуслуги», чтобы все исправить, – предупредил замначальника Южного ГУ Банка России. – Сайт фейковый и, пройдя по этой ссылке, оставив там свои данные, вы лишаетесь доступа к своему личному кабинету на госуслугах. И так происходит с любыми новостями. Получение доступа к личному кабинету граждан на госуслугах – одна из главных целей мошенников. И каждому из нас надо очень серьезно думать, как позаботиться о защите своих данных.
Цифра
5 млн самозапретов на кредиты установили россияне по данным на 11 марта. Среди кубанцев этой мерой уже воспользовались 185 тысяч человек.
Коллективизм – это выход
Почему на уловки ведутся взрослые образованные люди, хотя о мошенниках постоянно рассказывают во всех средствах массовой информации, и как защитить детей, рассказала Екатерина Татарчук.
Психолог пояснила, что любого человека можно эмоционально «раскачать», при этом мошенник не имеет ни чувства жалости, ни сострадания, ни сочувствия. Более того, если на этом конце провода обычный человек, застигнутый врасплох, то на том – система. Тревожность и страх делают людей уязвимыми, этим пользуются преступники, сообщая о беде с близкими, угрозе финансам, о том, что вами заинтересовались правоохранительные структуры. Страх всегда срабатывает быстрее, чем логика, поэтому в любой непонятной для вас ситуации надо потянуть время, прервать разговор, чтобы с кем-то посоветоваться, сделать звонок родным или в банк, просто успокоиться и попробовать проанализировать ситуацию. Именно на это была рассчитана информационная акция «Клади трубку», и она дает заметный положительный эффект.
Человек не должен думать, что он в одиночку должен срочно решить проблему. Не надо стесняться обратиться за помощью. И для этого в семье с детьми и пожилыми родителями должны быть выстроены доверительные отношения: плотная семейная связь всегда помогает. Надо снова становиться нацией коллективистов, которыми мы были в советское время – убеждена психолог. А еще развивать критичность мышления.
Родителей надо образовывать, проговаривая и обсуждая с ними те или иные ситуации, а для детей выстраивать четкие правила. Часто сейчас ребенок – центр семьи, все – для него, он не понимает ни ценности денег, ни труда, вкладываемого взрослыми. Поэтому у него не должно быть доступа к родительским банковским картам, телефонам. Более того, хорошо, если и у самого ребенка телефон появится, как можно позже, поскольку сейчас он является источником большого количества угроз и проблем, и потеря денежных средств среди которых – далеко не самая большая.
Совет
Сохраняйте критичность мышления
В любом диалоге необходимо сохранять критичность мышления. Особенно, если вам звонит неизвестный, и даже в том случае, если голос кажется вам похожим на знакомого человека.
- Задайте себе вопрос: насколько я верю в то, что мне говорят?
- Что заставляет меня верить?
- Возьмите паузу: переспрашивайте. Например: «Простите, очень плохая связь, повторите еще раз». «Я вам перезвоню, вас очень плохо слышно».
- Не сомневайтесь: вы имеете право на свое мнение.
- Помните, что ваше уважение к власти не должно вызывать страх. Любой орган является частью системы, у которой есть еще вышестоящий орган.
- Государственный служащий не намекает, не угрожает, не склоняет вас к чему-либо.
- Банковский работник не пытается уберечь ваши деньги, он предупреждает об опасности, пользуясь рабочим телефоном.
Можно? Нужно!
Напоминайте себе, что мошенники могут иметь приятный голос и быть вежливыми.
Возьмите за правило советоваться с родными.
Берите паузу.
Бросать трубку (прерывать разговор) – можно!
Не отвечайте, если вам настойчиво перезванивают.
Звонить в банк самому – нужно.
С детства каждого из нас приучали, что обманывать нельзя. В случае, если имеем дело с мошенниками – можно: говорить, что у вас нет доступа к онлайн-банку; что вы не помните пин-код; не пользуетесь банковскими услугами.
Ни в коем случае!
А вот чего действительно делать нельзя, так это:
- доверять человеку, которого не знаете лично;
- думать, что работники банка или госслужащие будут просить у вас личные данные по телефону;
- спешить;
- чувствовать страх;
- брать трубку с незнакомых номеров;
- доверять СМС о несчастных случаях;
- скачивать приложения и переходить по ссылкам;
- называть пин-код;
- сообщать информацию о себе.