Дети в современной социокультурной среде.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы: они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении со сверстниками.
Несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми: они любят играть, но значительно изменилось содержание игр. Наряду с сюжетно-ролевыми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами. Произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей: они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике. Отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Для нашей страны эти перемены во многом связаны со сменой общественно-экономической формации, переходом от социализма и соответствующих ему экономических и социальных отношений к рыночной экономике, которой сопутствуют значительное материальное расслоение населения. Новые социально-экономические реалии повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми: заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования.
Современный мир – это единое информационное пространство, не имеющее государственных и даже языковых границ. Любое событие, происшествие, достижение сразу же становится достоянием мирового сообщества. Нашумевший бестселлер в течение нескольких месяцев расходится по всему миру, а героев популярного мультфильма знают и любят зрители самых разных стран. Все это в полной мере относится и к детской культуре.
Опрос родителей и воспитателей позволил составить примерный перечень любимых детьми персонажей детских книг и кино. Среди них лидируют Гарри Поттер, Эльфийская принцесса, Русалочка, Хаги Ваги, свинка Пепа. Многие родители говорят, что их детям нравятся американские мультфильмы, а современное телевидение оказывает агрессивное и негативное воздействие на их сознание.
Компьютерные игры надолго занимают внимание дошкольника, освобождая родителей от необходимости играть с ним, читать ему, разговаривать с ним и даже гулять, создавая иллюзию обретения ребенком самостоятельности. За такой видимой самостоятельностью ребенка кроется отсутствие навыка продуктивного взаимодействия со взрослым.
По данным психологических исследований, современные дети не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил.
В значительной степени это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с ее сложной системой распределения ролей и обязанностей. Ведь большинство этических норм и правил осваивается детьми именно в совместной игре, а не через нравоучения взрослых. Однако современные дети мало играют вместе, следовательно, не умеют договариваться, не принимают во внимание интересы другого, не понимают его чувств и желаний.
Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Дети не всегда понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитатели отмечают повышенную агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром ими боевиков, увлечением агрессивными компьютерными играми. Им не всегда присуще сострадание.
Таким образом, очевидно, что изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе) свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в XX веке. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Е. Ляш, воспитатель МБДОУ № 4, ст. Крыловская.