Герои нашего времени впечатлили старшеклассников района
Незабываемые впечатления останутся у ребят от этого мероприятия. Старшеклассники практически из всех школ района побывали на встрече с капитаном 1-го ранга Краснознаменного Северного флота, подводником Валерием Николаевичем Рекало, старшиной 2-й статьи, ветераном Черноморского флота Юрием Николаевичем Карнаухом; ветераном труда, Заслуженным работником сельского хозяйства РФ и Кубани, почетным гражданином Курганинского района Александром Хачатуровичем Погосьяном. Все они наши земляки – уроженцы станицы Октябрьской. Встреча проходила в актовом зале СОШ № 2.
Открыл ее глава района Виталий Георгиевич Демиров:
– Хочу сказать о том, что хотя наш район и небольшой – всего 35 тысяч жителей, однако мы не всегда знаем о знаменитых земляках, о героях нашего времени, о военных героях, как Валерий Николаевич, о трудовых, как Александр Хачатурович. И я рад, что вы все сегодня собрались здесь, чтобы лично встретиться с ними. Думаю, беседа будет интересной и поучительной.
И она, действительно, такой была. Первым перед собравшимися выступил В.Н. Рекало:
Как Валерий Рекало стал подводником
– Родился я в станице Октябрьской, учился в средней школе номер пять. Во вторую школу приезжал на олимпиады по математике и физике. Закончил здесь же в Крыловской художественную школу. Читал много книг про море. Еще мальчишкой понял, что хочу быть военным моряком, а именно – подводником. Для осуществления своей мечты надо было хорошо учиться. В 1985 году окончил школу и поступил в высшее военно-морское училище подводного плавания города Ленинграда. В 1990-м его закончил с присвоением воинского звания – лейтенант.
Уже 37 лет Валерий Николаевич служит в Вооруженных силах Российской Федерации, из них 32 года – на Крайнем Севере, 26 лет –на атомной подводной лодке. Последние девять лет командовал ее экипажем. В 2016 году назначен командиром аварийно-спасательного отряда Северного флота (это соединение кораблей надводных и подводных). Во время прохождения службы на атомных подводных лодках выполнял различные правительственные задачи. Участвовал в операции в Сирийской Арабской Республике, два раза – в военном параде в Санкт-Петербурге. Совершил кругосветное плавание, побывал в разных странах и континентах. С экспедицией ходил на Новую Землю. Награжден многими государственными наградами.
Вокруг света за 175 суток
Очень интересным был фильм о кругосветном путешествии, который снимала пресс-служба Северного флота со спасательного буксирного судна «Николай Чикин» (названо в честь контр-адмирала Н.П. Чикина). Судно под командованием В.Н. Рекало производило поисково-спасательное обеспечение отряда боевых кораблей в составе фрегата «Адмирал Горшков», многофункционального судна «Эльбрус» и танкера «Кан». 175 суток – почти шесть месяцев с февраля по август 2019 года – бороздили русские корабли океанские просторы планеты. Вышли из Североморска (Мурманская область), прошли Северное море, через Ламанш, спустились к Гибралтару, далее – по Средиземному морю, Суэцкому каналу, Красному морю с заходом в Джибути. Это государство находится в Восточной Африке. Столица называется также. Население – 920 тысяч человек. В 1977-м году государство провозгласило свою независимость от Франции.
Далее курс лег по Аденскому заливу, Индийскому океану, Малаккскому проливу. Затем мимо Сингапура отряд прошел в Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря. Заходили в Циндао (означает – сине-зеленый остров) с официальным визитом российских моряков в Китай на празднование 70-летия военно-морских сил Народной армии КНР. Циндао расположен на берегу Желтого моря, является важной военной базой с населением более пяти миллионов человек. В 2016-м году вошел в первую десятку мировых портов по обороту и объему контейнерных перевозок. В Циндао снимают самые кассовые фильмы.
Отряд наших кораблей прошел Японское море, прибыл во Владивосток, где североморцы участвовали в праздничных мероприятиях, посвященных Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Владивосток – город-порт на Дальнем Востоке России с населением более 600 тысяч человек. Главная база Тихоокеанского флота. Политический, культурный, научно-образовательный и экономический центр региона. Административный центр Приморского края. Расположен на полуострове Муравьева-Амурского и островах в заливе Петра Великого Японского моря.
Потом русские корабли прошли по Тихому океану. «Он только называется Тихим, на самом деле – великий и ужасный», – так прокомментировал голос за кадром. Наши моряки были с ним один на один целый месяц. Корабли проследовали мимо Гавайских островов, пересекли экватор. Заходили в порт Пуэрто-Боливар республики Эквадор на Западном побережье Южной Америки. Отряд прошел Панамский канал, зашел в столицу республики Куба, в порт Гавана – столицу страны. Корабли пересекли Атлантику, зашли в порт Прая (в переводе – пляж) – столицу республики Кабо-Верде на острове Сантьяго, расположенного в Атлантическом океане (первое посещение земель европейцами состоялось в 1460-м году, местность была необитаемой).
Экспедиция прошла через Ламанш балтийскими проливами в город Кронштадт для участия в параде. Кронштадт – город-порт в России, расположен на острове Котлин и прилегающих к нему мелких островах в Финском заливе. В 1990-м году исторический центр города вошел в список всемирного наследия Юнеско. В апреле 2009 года Кронштадту присвоено звание города воинской славы. После участия в параде отряд кораблей вернулся в Североморск, завершив свое кругосветное плавание. Вот такого содержания (в сокращении) был этот документальный фильм, который старшеклассники посмотрели с большим вниманием и интересом – в зале стояла тишина.
«Поющие фрегаты» города-героя Севастополя
Ю.Н. Карнаух рассказал учащимся, как он еще юношей, когда его призвали в армию, был направлен на три года в военно-морской флот. После учебы его направили в город-герой Севастополь.
– Прекрасный город. Я попал на корабль «Сметливый» 61-го проекта. Очень красивые корабли были. Американцы их называли – «Поющие фрегаты». Служба на корабле – это, конечно, не только романтика. Это тяжелый труд военного моряка – тревоги, учения, когда экипаж находится на боевой службе.
Был один казусный случай. Шли боевые учения. Была выпущена торпеда без боевой головки. Что-то случилось непредвиденное: торпеда неожиданно развернулась и помчалась в направлении нашего корабля. У нас скорость 20 узлов (примерно 40 км/ч), а торпеда идет 80 км/ч. Так что, пока она разворачивалась, мы «убегали» от собственной торпеды на «всех парах»… Все обошлось благополучно.
В прошлом году ездил в Севастополь. Побывал на новом ракетном эсминце «Адмирал Эссен», который выходит в Средиземное море. Спрашивал у моряков и офицеров о зарплатах, об обеспечении. Все отзывы были хорошие. У мичмана зарплата 60 тысяч на берегу и 80 тысяч, когда они выходят в море на задание. Есть бонусы за спортивные достижения. Моряки сдают нормы ГТО и им доплачивают по 8000 рублей. Призываю вас, мальчишки и девчонки, задуматься о военной службе на флоте.
Мечтал бороздить морские просторы, а стал агрономом
– Хочу агитировать вас присмотреться к мирным специальностям, – такими словами начал свое выступление А.Х. Погосьян. – Я по профессии агроном, мама у меня русская, отец – армянин. Тоже мечтал о море. Родной брат моего деда служил в Кронштадте моряком при царе и при Советской власти. Его два сына – мои дяди Алексей и Николай – стали моряками, служили в Мурманске, воевали в Великую Отечественную войну. Много рассказывали о службе в ВМФ. Четверо моих братьев по материнской линии тоже служили во флоте. И я бредил морем. Перечитал все книги о море в ближайших библиотеках. Разбуди меня ночью, я мог рассказать о строении корабля. Попросил у дяди Леши ремень с бляшкой, тельняшку. Маму попросил, она сшила брюки-клеш 40 сантиметров. И вот так я выходил погулять по вокзалу. Однажды маме сказал, что мы с другом-соседом решили поступать в Одесское мореходное училище. Мама промолчала. А на следующий день вижу, подъезжает отец на машине (он водителем работал в колхозе), выскакивает из нее почти на ходу, бежит в дом, доставая ремень… Заходит в дом, спрашивает: «Моряк, ты еще тут?» А я в школу собрался идти. Он меня огрел ремнем, обидно было до слез… Оказалось, что ему цыганка в детстве нагадала, что он утонет в море. И он боялся за нас с братом. Вот так я не стал моряком.
У нас в совхозе главным агрономом работал В. М. Крупин. Закончил он Мичиринский техникум. Был умнейшим человеком, прекрасным организатором производства. Он послужил мне примером. Отец поставил три условия: «Чтоб стал не хуже В.М. Крупина, после института домой не приезжай – я не перенесу, если тебя люди критиковать будут. И за полгода скажешь, когда жениться надумаешь, надо же кабанчика откормить…»
Александр Хачатурович закончил Кубанский государственный сельхозинститут. Говорил, какие хорошие впечатления у него остались о своей малой родине – о нашем районе. После института работал в станице Кущевской. На его жизненном пути встречались хорошие, порядочные люди. Попал он в колхоз имени Кирова: более 16 500 тысяч га земли, семь бригад, четыре садоводческих (в двух – виноград), овощеводческая, четыре молочно-товарные фермы, птицу выращивали, свиней. В Курганинском районе, когда переехал, работал главным агрономом, начальником управления сельского хозяйства. За 11 лет район нарастил продажу мяса государству с 12 тысяч до 26 тысяч тонн! Нравилось ему в сельском хозяйстве и работа с людьми.
– Запомните, дети. Люди старшего поколения с большим жизненным опытом, очень грамотные. Они могут подсказать, убедить, дать мудрые советы. Я дружил со многими, – рассказывал Александр Хачатурович. Посоветовал также мальчишкам присмотреться к одноклассницам. Сам он был женат (супруги уже нет на свете) на однокласснице, прожил с ней душа в душу. Супруги понимали друг друга с полуслова.
После такой назидательной и познавательной встречи старшеклассникам было над чем подумать и что обсудить с родителями в плане выбора профессии.
О. Подобная.