Уже более пяти лет на территории всей страны идет рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Это связано с активным развитием технологий, а соответственно – увеличивающейся зависимостью каждого от гаджетов, ростом покупок и продаж товаров и услуг через различные интернет-площадки. Появляется все больше видов мошенничеств и способов обеспечения анонимности. И сейчас мнения специалистов и сотрудников правоохранительных органов сходится на том, что лучший способ борьбы с этими преступлениями – максимальная информированность населения.
Какова ситуация в крае, как можно себя обезопасить гражданам, обсудили в ходе пресс-конференции, прошедшей на базе Ресурсного центра поддержки гражданского общества Кубани, с участием начальника управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александра Бондарева, специалиста-психолога Анны Бзыковой и руководителя пресс-службы «Авито» по ЮФО и СКФО Жанны Чичеровой.
Согласно статистическим данным по итогам прошлого года, которые привел Александр Бондарев, количество мошенничеств, совершенных с использованием средств мобильной связи и сети Интернет увеличилось на 7,47 % (с 13392 до 14393 из них 3704 преступления совершены под предлогом службы безопасности банка), при этом количество расследованных уголовных дел возросло на 65,49 % (с 765 до 1266), установлено 667 лиц (+235), количество приостановленных уголовных дел увеличилось на 4,54% (с 11664 до 12194), процент раскрываемости составил 9,39%. Отмечается рост преступлений, предусмотренных п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ – кража, совершенная с банковского счета – на 17,91 % (с 3356 до 3957). При этом количество расследованных дел возросло на 69,94% (с 722 до 1227), установлено 976 лиц (+415), количество нераскрытых преступлений увеличилось на 11,11% (с 2394 до 2660), процент раскрываемости составил 31,57%.
Если брать возрастную категорию потерпевших, то в большинстве это люди возраста 45+. С учетом этого правоохранители ведут широкую разъяснительную работу, используя голосовые сообщения в общественных местах, раздачу информационных листовок, проводят поквартирные обходы, тесно взаимодействуют со средствами массовой информации и банками. Гражданам объясняют, что злоумышленники могут выйти на них под разными предлогами:
– на вашем банковском счете или с вашей картой совершается подозрительная операция;
– покупки-продажи товара на Интернет-сайтах «Авито», «Дром», «Юла», в социальных сетях типа «Одноклассники», «ВКонтакте»;
– родственник попал в беду;
– вам положена компенсация за ранее приобретенные лекарства.
Этим предлоги, которые используют мошенники, не исчерпываются. Представляться они могут и банковскими сотрудниками, и полицейскими, и сотрудниками прокуратуры. При этом нередко обращаются к человеку, называя его имя, отчество, фамилию. Все это зачастую и сбивает с толку, заставляет поверить в реальность истории, которую навязывают своей жертве преступники.
Участилось количество случаев дистанционного мошенничества и краж с банковских счетов с использованием операторов связи IP-телефонии, имеющих функцию подмены номера (84959551549, 84995860979, 88005683782) с которых злоумышленники совершают звонки гражданам под видом сотрудника службы безопасности банковских учреждений.
Говоря о наиболее распространенных преступлениях этой категории, Александр Бондарев отметил, что значительная их доля совершена под предлогами: «звонит сотрудник безопасности банковского учреждения» и «инвестиции» – ущерб, по которым составил более одного миллиона рублей.
В первом случае злоумышленники могут представляться сотрудниками банков или правоохранительных органов. Как правило, они сообщают, что на гражданина пытаются оформить кредит на крупную сумму. Под предлогом того, что карту надо заблокировать, либо срочно перевести с нее средства на «безопасный счет», они пытаются выманить у человека данные его карты либо убеждают действовать по иным инструкциям, что в конечном счете приводит к тому, что гражданин перечисляет денежные средства на так называемые «безопасные счета».
Во втором случае, когда речь идет об «инвестициях», заработках на «бирже криптовалют», как правило, люди сами находят интересующие их объявления. Они оставляют заявки, после чего с ними связывается так называемый «финансовый аналитик». Он красиво рассказывает о том, как это все здорово работает и что в ближайшее время человек сможет значительно улучшить свое финансовое положение. На первоначальном этапе человека завлекают, он вносит какие-то небольшие суммы, затем в личном кабинете биржи ему искусственно создают картину благополучия, показывают, что сумма дохода растет, и человек в погоне за выгодой вносит все большие суммы, занимает деньги у родственников, берет кредиты… Все это происходит до момента, пока у него не появится желание вывести заработанные денежные средства. И только тут оказывается, что сделать это невозможно.
Очень осторожным надо быть, приобретая или продавая товары на различных интернет-площадках. В данном случае, как правило, человека как приобретающего товар, так и продающего подводят под отправку товара через компанию доставки грузов, присылают ссылку на поддельный сайт, который по своему оформлению повторяет настоящий сайт какой-либо известной компании. Предлагают ввести данные банковской карты, после чего происходит списание и хищение денежных средств. Возможен вариант, когда человеку просто предлагают внести предоплату за товар и перестают выходить на связь.
Способы обезопасить себя от мошенников, звонящих по телефону, известны. Прежде всего, нельзя совершать никаких операций по инструкциям звонящего. Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC) и коды из СМС.
Если все-таки успели что-то сообщить мошенникам, крайне важно сразу позвонить в банк по номеру, указанному на обратной стороне банковской карты, сообщить о случившемся и обязательно обратиться в полицию.
Нельзя доверять непроверенным сайтам знакомств, заработка, азартных игр и тотализаторов. Обязательно надо проверять имеются ли на сайте юридический адрес, контактные телефоны. Если их нет, это первый сигнал, что предоставление своих персональных данных, а тем более платежных реквизитов опасно.
Если совершаете покупку в интернет-магазине, обязательно проверяйте наличие отзывов о магазине и заинтересовавшем вас товаре. Не доверяйте площадкам, где данная информация отсутствует.
Самое главное, что всегда надо быть внимательными, потому что мошенники постоянно придумывают новые схемы обмана.
Почему столько внимания отводится профилактике? Потому что раскрывать преступления такого характера сложно. Злоумышленники используют большое количество сим-карт, телефонных аппаратов, IP-телефонию (подмена номера), совершают звонки из различных субъектов РФ, также из-за ее пределов.
Кроме того, зачастую в ходе расследования уголовных дел при истребовании информации о принадлежности IP-адресов, посредством которых осуществлялось администратирование интернет-сайтов, устанавливается, что они находятся вне юрисдикции Российской Федерации, что делает практически невозможным получение установочной информации, значимой для расследуемого уголовного дела. Это применительно к серверам почтовых ящиков: google, yahoo и другим.
М. Любченко, член общественного совета при ОМВД России по Крыловскому району.
Мнение психолога
Принимавшая участие в пресс-конференции психолог Анна Бзыкова заметила, что стать жертвой мошенников может человек любого возраста и образования. Несмотря на обилие информации, человек не примеряет на себя роль участника такого происшествия: да это может быть, но со мной – никогда! А звонок всегда неожиданный.
Мошенники отличные манипуляторы, пользующиеся хорошо отлаженной цепочкой: звонок – человеку сообщают о его проблеме – вызывают у него эмоцию (например, страх потерять накопления или за судьбу близкого человека) – и тут же предлагают решение этой проблемы. Самое главное, на чем настаивают звонящие, – действовать надо очень быстро, иначе все пропало! И эти «добрые люди» подсказывают, что делать.
В такой ситуации человек способен совершить действия, на которые при нормальных обстоятельствах он не пошел бы.
Если разорвать эту цепочку, можно избежать печальной участи жертвы преступления.
Надо взять паузу. Если вам позвонили с каким-то подобным предлогом, скажите, что вам надо посоветоваться, подумать, в конце концов просто положите трубку и трезво оцените ситуацию. Самое главное – остановиться!
Правила цифровой гигиены
1. Никогда не передавайте посторонним данные банковских карт (в том числе CVV/CVC-код банковской карты или коды из СМС-сообщений от банка);
2. Не переходите по ссылкам, которые присылают другие пользователи.
3. Оформляйте доставку только на официальном сайте (платформе или приложении).
4. Обсуждайте подробности сделки только во встроенном мессенджере сайта, а не по телефону или в сторонних мессенджерах.
По опыту платформы «Авито», внедрение новых технологий и работа по повышению цифровой грамотности населения помогли снизить число жалоб на недобросовестных пользователей за последние два года в 10 раз.
- Краснодарский край по ИТТ мошенничествам занимает 46 место из 85 регионов РФ.
- За год в региональных и муниципальных СМИ и сети Интернет Отделом информации и общественных связей ГУ МВД России по Краснодарскому краю размещено 4211 материалов, направленных на профилактику киберпреступлений, а также о раскрытии преступлений подобного характера.