Новости

Прикрывали небо столицы


Прикрывали небо столицы
“Владимир Пузанов.”
Прикрывали небо столицы
“”

Что такое армия в жизни мужчины, понятно уже по тому, что, даже спустя десятилетия, он помнит без подсказок основные, связанные с этим периодом жизни даты.

В 1966 году Владимир Пузанов окончил электромеханический техникум в Новочеркасске, собирался работать на производстве и уже был распределен на один из заводов в Новосибирск. Но военкомат не отпустил: подошло время призыва.

– Уже 2 сентября я был на сборном пункте в Батайске, а 5-го нас погрузили в спецсостав литерного поезда и отправили на Москву. Ночью прибыли на Казанский вокзал, оттуда – на Ярославский, посадили в электричку (весь первый вагон полностью был занят призывниками) и – в Одинцово. Там располагался корпус № 17 Первой Армии ПВО особого назначения. Нас распределили по частям и с этого момента основной нашей задачей на ближайшие три года (именно столько тогда служили) стала охрана неба над столицей. Зенитно-ракетные комплексы стояли в два кольца: в радиусе 50 км и 90-100 км вокруг Москвы, они полностью перекрывали друг друга, чтобы столица была надежно закрыта от проникновения вражеских самолетов НАТО.

Те, кто уже был со специальностями (тракторист – следовательно знает дизель, электрик), сразу получали назначение, остальных учили – срок службы позволял. Я попал в энергослужбу. Поскольку был специалистом, сразу назначили старшим электриком. Потом в процессе, изучив материальную часть, пройдя подготовку, стал начальником дизельной электростанции. Это была основная специальность, и в то же время, как и на гражданке, мы брали на себя повышенные соцобязательства и изучали смежные специальности, чтобы была взаимозаменяемость. Так я стал еще оператором ручного сопровождения. Был награжден грамотами и благодарностями, знаком «Отличник Советской Армии».

Могу сказать, что служба проходила без происшествий. Был только один момент в 1968 году, когда в связи с событиями в Чехословакии нас подняли по тревоге, и пять суток мы находились на дежурстве на своем объекте под землей. Все это время ничего о том, что происходит, нам не говорили, узнали уже потом. Главное в этот момент было выполнять свою задачу. Небо было чистым, но обстановка была близка к боевой.

Выезжали мы и на учения на полигон Капустин Яр. Там проходили стрельбы, все было так же, как и в случае реального боя. Свою задачу мы выполнили на отлично.

Мы несли службу на комплексах С-25 «Беркут». Их разработку начали еще по приказу Сталина, а на боевое вооружение поставили в 1955 году. В то время это было самое современное и грозное оружие. Оно было очень дорогостоящее, поскольку стационарное, к нему нужна была инженерная инфраструктура, подземные и надземные сооружения. Работал он на радиолампах. В одной только установке было 20 тысяч ламп! В помещениях у нас отопления не было, но было не холодно – от ламп все прогревалось. Напротив, нужна была вентиляция с охлаждением. Сейчас на смену тем установкам пришли другие, более современные. Но я рад, что мне пришлось служить именно там и в наше время на Красную площадь никто не садился.

Демобилизовавшись в 1969 году, Владимир Иванович получил высшее образование и продолжил служить стране, работая на электровозостроительном заводе, на станции испытания электровозов, где приходилось сотрудничать и с иностранцами. А по выходе на пенсию вместе с супругой Валентиной Петровной они перебрались на ее малую родину, в Новосергиевскую, где проживают и сегодня.

Следующий материал