Сегодня проблема организации сбалансированного питания школьников является одной из наиболее острых. Поэтому ко дню здоровья в школе №8 ученица 5 класса Мария Кандалова провела исследование на тему «Изучения содержания аскорбиновой кислоты в «Аскорбинках» разных производителей» (научный руководитель, учитель химии СОШ №8 Г. Турсунова) и рассказала учащимся о полученных результатах.
Название «аскорбиновая кислота» произошло от слова «скорбут» или цинги, одного из самых старых и массовых авитаминозов, известных человечеству. Впервые в чистом виде витамин С был выделен в 1928 году венгерско-американским химиком Альбертом Сент-Дьерди, а в 1932 году было доказано, что именно отсутствие аскорбиновой кислоты в пище человека вызывает цингу.
Аскорбиновую кислоту надо употреблять для поддержания тонуса организма. Он не синтезируется в организме человека и накапливается в тканях в малых количествах, поэтому его запасы должны постоянно пополняться с пищей. Наиболее богаты по содержанию все цитрусовые, капуста, шиповник, красная смородина, квашеная капуста. При дефиците данного витамина возникают внутрикожные и внутрисуставные боли, появляется воспаление и кровоточивость десен, боль в суставах, выпадение волос, сухость кожи, резкая слабость и утомляемость, снижение умственной активности, а у детей нарушается рост костей. Но в больших дозах «Аскорбинка» вовсе не безвредна. Избыток ее нарушает усвоение глюкозы (что ведет к развитию преддиабета), резко повышает шанс заработать камни в почках. У детей повышенные дозы могут вызвать кариес и разрушение эмали.
Для того, чтобы выяснить, что знают школьника об «Аскорбинке», Маша провела опрос среди учащихся 4-7 классов, в котором приняли участие 38 человек. Оказалось, данный БАД употребляют ежедневно 50% опрошенных, регулярно – 29% и очень редко – 21%. Среди причин употребления были такие ответы: «вместо конфеты» – 58%, «по рекомендации врача» – 13% и «дают родители» – 29%. Ребята отдают предпочтение «Аскорбиновой кислоте с сахаром» (37%).
Для изучения Мария Кандалова взяла следующие образцы: № 1 – «Аскорбинка с глюкозой»; № 2 – «Аскорбинка с глюкозой-плюс»; № 3 – «Аскорбиновая кислота с сахаром»; № 4 – «Жевательные таблетки аскорбиновой кислоты»; № 5 – «Аскорбинка со вкусом малины»; № 6 «Аскорбинка- плюс» ; № 7 – «Аскорбиновая кислота «Сесана». Одной из главных задач было проверить, во всех ли «Аскорбинках» действительно содержится аскорбиновая кислота. Все образцы сделаны по ТУ, являются БАДом, согласно составу на этикетке – включают аскорбиновую кислоту, продукты переработки растительного сырья в виде сухих концентратов малины и вспомогательные вещества в виде крахмала, стеарата кальция и сахара. Образцы № 3, 4 и 6 содержат ароматизаторы, пищевые добавки, образец № 7 – краситель, который отрицательно влияет на активность и внимание детей. Интересно, что содержание аскорбиновой кислоты подтвердилось только в образцах № 1, 2 и 7. В результате растворения в воде образцов выяснилось, что все они, кроме № 1,2 и 7, содержат различные добавки.
Такие эксперименты, проводимые в химической лаборатории школы, помогают не только развивать смекалку у детей и получать новые знания по предмету, но и находить практическое применение результатов своей работы в жизни.
Подготовила Ю. Яковенко.