Ежегодно миллионы людей на планете получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.
Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего к врачам обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в четыре-пять раз чаще, чем переломы ног. Особую тревогу вызывает детский травматизм. Травмы у детей нередко приводят к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.
Анализ школьного травматизма показывает, что больше всего травмы происходят при занятиях легкой атлетикой. Второе место занимают повреждения, полученные во время гимнастических упражнений на спортивных снарядах. На третьем месте – спортивные игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол). Как правило, наиболее подвержены травмам в школах мальчики.
Дети получают травмы в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой – еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих. Современные дети в большинстве своем физически недостаточно развиты: страдают координация движений и владение своим телом. Они предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка. Следующая причина детских травм – невнимательность взрослых. Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы.
Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях: создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети; выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.
Предотвратить получение травм школьниками можно, повысив внимание всего педагогического коллектива, родительского комитета за поведением детей на переменах не только в помещении, но и во дворе школы; усилив ответственность учителя физкультуры за обеспечение безопасности детей на занятиях и недопущение травматизма; тщательно готовя к занятиям залы, спортивные площадки. К занятиям дети должны допускаться только после хорошей общефизической разминки. Неуклонно должны соблюдаться правила страхования при упражнениях, связанных с риском падения. Необходимо строгое соблюдение школьной дисциплины, предупреждение опасных шалостей, физических грубостей к сверстникам и необоснованного риска.
Взрослым необходимо всегда помнить, что избежать травм у детей школьного возраста можно при условии повышения ответственности школы за безопасность детей, соблюдения мер безопасности, построения программы занятий с таким расчетом, чтобы дети не были предоставлены сами себе, а находились под постоянным контролем учителя.
В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде. Несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов.
Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве – привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь. Ребенок, занимающийся спортом, физически крепче, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.
По материалам ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» Министерства здравоохранения Краснодарского края подготовил зав. отделением мед. профилактики Крыловской ЦРБ Н. Мазалов.