С. Соловейчик писал: «Учитель не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их». Такой учитель, стремящийся улучшить мир через обучение и воспитание детей, – это мой классный руководитель, Татьяна Анатольевна Петлеванная.
Наше знакомство состоялось в августе 1977 года, когда мы, без пяти минут четвероклассники, пришли в школу на общий сбор учащихся. Наша первая учительница, Дарья Андреевна Черняева, повела нас знакомиться с будущим классным руководителем. Некоторые ученики из параллельного класса сочувствовали нам: «Ваша – молодая, неопытная, да еще и по распределению, значит, уедет. Не повезло вам». Действительно, на школьном крыльце нас встретила юная, стройная, хрупкая девушка, выпускница Майкопского педагогического института. Я помню ее строгий светло-коричневый костюм и комсомольский значок. Добрую улыбку и нежный взгляд мы оценили сразу. А еще нам понравилась ее красивая фамилия – Сенина (это позже здесь, в Крыловской, она станет Петлеванной). Татьяна Анатольевна сообщила, что она учитель математики, и стала задавать вопросы по таблице умножения. И мы поняли, что, расставаясь с Дарьей Андреевной, будем вынуждены и дальше учиться… Надеюсь, мои одноклассники осознали, как нам повезло с классным руководителем. Энергия из Татьяны Анатольевны била ключом. Она собирала с нами макулатуру и металлолом, объясняя, что наша помощь нужна стране, поэтому собрать нужно как можно больше, и в итоге наш класс часто занимал первые места. А замечательные экскурсии! Одна из них оставила в нашей памяти незабываемые впечатления, это экскурсия в город-герой Севастополь.
Татьяна Анатольевна учила нас дружбе, взаимопомощи, а наглядно показывала пример своими поступками и делами. Во время поездок в колхоз наш классный руководитель была всегда со своей тяпкой и не просто следила за нашей работой, а обязательно каждому пропалывала хотя бы несколько метров ряда. Вместе с передовиками помогала отстающим ребятам, и только потом мы раскладывали все съестные припасы на общий стол и угощали друг друга.
Какие глубокие по смыслу классные часы проводила Татьяна Анатольевна, воспитывая в нас милосердие, человечность, доброту. Обсуждая книги Ю. Сальникова «Шестиклассники», «Человек, помоги себе», «Пусть не близка награда», В. Мхитаряна «Год – тринадцать месяцев», мы говорили об ответственности, об уважении и отзывчивости, о силе воли, о трудолюбии. И в реальности мы наблюдали, с каким уважением и почтением Татьяна Анатольевна относилась к своим старшим коллегам и нашим родителям. Именно Татьяне Анатольевне педагогический коллектив доверил вести вечер «За честь школы» (вечер встречи выпускников), посвященный 120-летию школы.
В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века стали популярными и значимыми методики коллективно-творческого дела и педагогики сотрудничества, а наш классный руководитель их применяла десятью годами ранее. Какие интересные пионерские сборы у нас были! А сколько сил тратила она во время подготовки своего класса к смотрам строя и песни! Требования были как в Суворовском училище: носочек, отмашка, четкость, резкость, синхронность. На любом школьном празднике наш класс всегда побеждал. За что бы ни бралась наша учительница, она все делала кропотливо и добросовестно. Несколько лет она со старшеклассниками участвовала в районных турслетах: учила ставить палатки, вязать узлы, ориентироваться на местности.
Благодаря Татьяне Анатольевне в нашей школе появилась традиция исполнения вальса на линейке, посвященной последнему звонку. Немного найдется таких учителей математики. А какие интересные уроки она проводила! Придумывала нам необычные наглядные пособия, с которыми становилось все ясно и понятно. А чтобы вызвать интерес и любовь к предмету, учила писать математические сказки. Наша учительница верила, что математике можно научить всех, главное – желать этого.
Прошли годы. Я пришла работать в свою школу, и Татьяна Анатольевна стала для меня не только моим учителем, а коллегой, наставником, другом. Она щедро делилась своими педагогическими наработками поддерживала, давала советы, не была равнодушной к своей работе, вокруг нее всегда кипела бурная школьная жизнь. Она всегда открыто высказывала свою точку зрения на педсоветах, могла корректно сделать замечание тому, кто этого заслуживал. В коллективе педагогов СОШ №2 Татьяна Анатольевна пользуется почетом и уважением, к ее мнению прислушиваются. Ученица и коллега Т.А. Петлеванной, Нина Анатольевна Кольвах, сказала о своем учителе: «Это не просто учитель математики, это капитал в педагогической копилке СОШ №2». Ученики Татьяны Анатольевны неоднократно становились победителями и призерами олимпиад, получали высокие баллы на ЕГЭ по математике. У нее пять выпусков. Выпускники успешно учились и учатся в вузах и колледжах, потому что школьные знания, приобретенные у Татьяны Анатольевны, составили для этого хорошую базу.
Еще в 1981 году, проработав всего четыре года в школе, Т.А. Петлеванная была награждена Почетной грамотой Министерства просвещения СССР. В 1996 году – значком «Отличник народного просвещения». В 2004 году Татьяна Анатольевна удостоена звания «Заслуженный учитель Кубани».
Крыловская, куда приехала Татьяна Анатольевна по распределению, стала для нее родной. Здесь она в 1981 году вышла замуж. Вместе со своим мужем Александром Алексеевичем Петлеванным воспитали прекрасных сыновей – Алешу и Сережу. Ребята успешно окончили нашу школу, затем Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии Штеменко С.М. Сегодня они в званиях майора и капитана служат Родине, а Татьяна Анатольевна находится на заслуженном отдыхе. Посвятив обучению детей 34 года, она ушла на пенсию в 2011 году, в ее трудовой книжке в графе «место работы» только одна запись – школа № 2.
Первого августа Т.А. Петлеванная отметила свой юбилей. Все учителя, ученики и выпускники школы искренне, от всей души желают ей оставаться такой же молодой, энергичной, интересной личностью! Давайте все, кто сидел за партой на уроке математики у этого замечательного учителя, пожелаем мысленно ей всех благ и радости!
Н. Крикус, учитель истории СОШ №2.