Новости

Пытаясь помочь, не навреди!

Метки: | |


Дети, подростки, родители нередко оказываются в трудной жизненной ситуации. Разочарованные, потерявшие надежду, не умеющие самостоятельно решить возникшие проблемы, они ждут понимания, сочувствия, поддержки. И помочь им может социальный педагог.

Каковы задачи социальной педагогики? На этот и другие вопросы нам отвечает представительница этой профессии из СОШ № 2 Н.Д. Осипова.

– Если врач ставит задачу «не навредить», то у социального педагога цель – помочь словом и делом, чтобы каждый, нуждающийся в поддержке и понимании, поверил в себя, определил для себя истинные ценности.

– Каковы обязанности соцпедагога?

– В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит, во-первых, социально-информационная помощь, то есть обеспечение детей и родителей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки (в данном направлении плодотворно сотрудничаем с УСЗН); во-вторых, социально-правовая помощь, содействие в реализации правовых гарантий, соблюдение прав человека и прав ребенка (тесно сотрудничаем с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав); в-третьих, социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок; устранение негативных воздействий дома, затруднений во взаимоотношениях в школьном коллективе.

– Как принять правильное решение в отношении конкретного ребенка, не ошибиться?

– Необходимо знать о ребенке как можно больше: о его здоровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе.

– Откуда берется информация?

– Из беседы, проведения анкетирования, анализа поведения и круга общения.

– Что происходит дальше?

– Дальше нужно вместе с подростком осмыслить его положение, ситуацию, в которой он оказался, обращая внимание на поведение самого учащегося, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, можно наметить пути выхода из кризиса.

– Какими качествами должен обладать социальный педагог?

– Главное в работе – педагогический такт, соблюдение меры в общении с ребенком, дозировка своего воспитательного воздействия на него; передозировка – это уже давление, помеха общению, а значит, контакту с ним. Важно не только повлиять на ребенка, но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников в отношениях с ним. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель. Необходимо убедить подростка, что только сам он сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Нужно попытаться добиться от него стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

– Чем ваша работа отличается от работы педагога школы, педагога–предметника, классного руководителя или воспитателя школы-интерната?

– Учитель работает с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Мы работаем с отдельной личностью, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым ее членом в отдельности. Наша задача – защитить ребенка, подростка, оказывая ему социальную или медицинскую помощь; организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

– Какими конкретно проблемами ребенка вы занимаетесь?

– Помогаем родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняем причины непосещений учениками школы; выявляем семьи, где жестоко обращаются с детьми; детей, отстающих в физическом и умственном развитии; детей, страдающих от обездоленности.

– Каких специалистов можете привлечь себе в помощь?

– От школьного врача, к примеру, узнаю о длительной болезни ребенка, ее причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогаю заниматься дома или в больнице.

Выявляю нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьный курс; дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников в школе или в семье; больные дети, школьники, которые употребляют наркотики или алкоголь. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Нередко приходится работать с одаренными детьми.

– Какую помощь вы можете оказать?

– Иногда помощь может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. И здесь надо проявить максимум чуткости и сердечности. Порой становишься организатором внеучебного времени школьника, объединяясь с родителями; координатором работы педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Периодически нужно информировать педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а также участвовать в подготовке и составлении плана социальной работы школы. Нужно проследить за тем, все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, проконтролировать получение социальной поддержки многодетными семьями: бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды.

– Вы работаете только со школьниками?

– Не только, внимание требуется и детям, исключенным из школы. Нужно помочь устроить их в другую школу, освоиться в новом коллективе. Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит сегодня очень остро.

По статистике, сегодня в России более 50% подростков, совершающих преступления, – из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца. Ежегодно совершается подростками шесть тысяч преступлений, две тысячи детских самоубийств. Только 10% выпускников общеобразовательной школы здоровы. Число девушек, имеющих к окончанию школы хронические заболевания, составляет 75%, юношей – 35,3%. На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Медики порой сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% – родные родители. Из них 60% – женщины, 39,2% – мужчины. Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в два раза чаще, чем отцы (75% против 41%).

Обобщая все эти цифры, можно сказать, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку. Главное здесь – не навредить.

О. Кайдаш.


Особенных детей с каждым годом становится больше

Вопрос организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях обсудили на краевом зональном совещании, которое состоялось в СОШ № 1 станицы Крыловской.

Подробнее

Чтобы сохранить, надо знать, что наследуешь

Стали известны итоги краевого конкурса исследовательских работ «Кубань – край 100 народов», который проходил с 28 января по 28 марта этого года. Этот престижный конкурс проводится центром туризма и экскурсий края с целью патриотического воспитания детей и молодежи, сохранения и популяризации исторического, природного и культурного наследия Кубани, а также национальных традиций народов России. Среди призеров – крыловчане.

Подробнее

От антибиотиков и антоцианов до семейных династий

Круг интересов юных исследователей из СОШ № 9 широк В Москве прошел Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», который проводит некоммерческая образовательная организация «Фонд Менделеева». Хорошая новость – школьники нашего района в числе победителей и призеров.

Подробнее

Насколько вы интернет-зависимы

Среди подростков и не только очень распространена интернет-зависимость. Это расстройство в психике, характеризующееся неспособностью человека вовремя выйти из сети, а также постоянным присутствием навязчивого желания туда войти.

Подробнее

Почему подростки свободно гуляют по железной дороге, как по парку?

С рассмотрения вопросов профилактики началось очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством заместителя главы района по соцвопросам Елены Рябович.

Подробнее

Побеги, маты, выпивка… И это все о девушках

Невозможно оставаться равнодушным и безучастным на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На очередной КДНиЗП было рассмотрено немного дел, в двух из них фигурировали девушки.

Подробнее

Само не рассосется!

Если родители оправдывают ребенка во всем, его не перевоспитать Более 10 дел было рассмотрено на очередном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подробнее

Гордимся нашим земляком

Девятую школу навестил выпускник, а ныне участник специальной военной операции. Боец с позывным Малыш пообщался с учениками начальных классов. Об этой встрече нам рассказали классные руководители первого и четвертого классов Анна Луценко и Алина Артюшина:

Подробнее

«Здравствуй, Папа!»

В школах прошла акция «Письмо солдату» «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести… Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь», – эти строки из стихотворения поэта Вадима Шефнера звучат сегодня особенно актуально. Самые теплые, душевные и сердечные слова подбирали ученики для наших доблестных бойцов СВО. Кто-то писал незнакомым солдатам, а некоторые – своим папам…

Подробнее

Теплые подарки бойцам СВО

Волонтеры района не перестают радовать хорошими новостями. В преддверие Дня защитника Отечества провели акции в станице Кугоейской и в селе Шевченковском.

Подробнее