В школах вовсю идет подготовка к экзаменам, и какие оценки заработает ребенок – вопрос для родителей не праздный. Но и в обычные дни проверка дневника оборачивается иногда если не упреками и криками, то «охами» и вздохами. Как относиться к отметкам своего чада и что важнее – доверительные отношения с ребенком и жажда к знаниям или золотая медаль после 11 класса, разъясняет У. Калинич, педагог-психолог СОШ № 6.
– Хорошие оценки, получаемые детьми в школе, всегда являлись не только одним из основных и наиболее действенных стимулов к кропотливому труду и успешной учебе, но и целью очень многих родителей. В погоне за «пятерками» и статусом «отличника» для своего ребенка некоторые родители забыли о том, что не всякое давление и наказания, приводящие к заветной «пятерке», целесообразны и оправданы. Истинная цель школьной оценки (в частности оценки «плохой») не наказать за нерадение, а показать проблемные области в сфере знаний, над которыми еще нужно поработать.
В прошлом году, проводя комплексную психодиагностику учащихся второго класса, очередному ученику я задала стандартный вопрос: «Тебе нравится учиться в школе?» На что совершенно неожиданно услышала равнодушное «нет». Меня это удивило: мальчик учился очень хорошо и относился к разряду прилежных учащихся. В ходе дальнейшей доверительной беседы с ребенком выяснилось, что подобное негативное отношение к учебе у маленького ученика сформировалось под чрезмерным давлением родителей…
Мне знакома девушка (сейчас она уже взрослая, воспитывает своего ребенка), которую в детстве ругали за «четверки», Сейчас она с грустью вспоминает, что давление (именно давление!) и постоянное недовольство родителей так и не смогли полностью искоренить «четверки» из ее дневника, а, напротив, вызывали у школьницы страх и тревогу.
Нет, это не значит, что родители не должны были контролировать ее успеваемость. Безусловно, «твердых хорошистов» необходимо стимулировать к старанию и достижению новых высот, но нужно и помнить о том, что у каждого ребенка свои возможности обучения, а в деле наказаний и «муштры», как в медицине, действует принцип «не навреди». Мы хотим отличных отметок и статуса «отличника», а получаем повышенный уровень школьной тревожности, страх наказания, сниженный фон настроения и негативное отношение к учебе. Все это с возрастом может привести к тому, что ребенок вовсе перестанет стремиться к новым высотам («Зачем стараться, если моей работой все равно не довольны!») и к открытому конфликту с родителями.
Необходимо интересоваться школьной жизнью ребенка, проявлять участие в ней, оказывать посильную помощь, контролировать успехи в учебе каждого ребенка. Но в деле поощрений и наказаний надо все же придерживаться «золотой середины». Это нелегко, но помнить нужно о том, что ни одна «пятерка» в дневнике не стоит внутреннего напряжения, психологического дискомфорта и постоянного страха наказаний, которые накапливаются в душе маленького ученика.
Постоянно подчеркивайте, что вам важны не столько оценки в дневнике, как то, чтобы знания ребенка были как можно прочнее и чтобы его способности раскрылись как можно ярче. Ведь порой родители, не замечая успехов и побед своих детей, акцентируют внимание именно на неудачах, к которым относят и иногда «проскальзываемые» четверки. И пусть спустя годы наши дети вспоминают не тревогу и боязнь получить «плохую» оценку, а испытывают искреннюю благодарность к родителям за помощь и понимание, участие и сопереживание в нелегком труде – учебе!